Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
наследникам мужа, а возвращается под опеку к своим родственникам.
Одна из проблем, возникающих в обществах, основанных на агнации, — это судьба
наследства при отсутствии наследников мужского пола. Греки установили обычай
эпиклерата; наследница должна была выйти замуж за старейшего родственника из числа
сородичей своего отца; таким образом имущество, завещанное ей отцом, переходило к
детям, принадлежащим той же группе, и земля оставалась собственностью рода; женщина
была не наследницей, а лишь машиной для производства наследников; этот обычай
полностью отдавал ее под власть мужчины, поскольку ее автоматически выдавали за
старшего члена семьи, который чаще всего оказывался стариком.
Поскольку причина угнетения женщины кроется в желании бесконечно продлевать род и
содержать вотчину в неприкосновенности, она может избежать этой абсолютной
зависимости в той мере, в какой ей удастся избежать семьи; если общество, отрицающее
частную собственность, отвергает и семью, судьба женщины тем самым значительно
улучшается. Спарта, где преобладал общинный строй, была единственным городом, где
женщина считалась почти равной мужчине. Девочек воспитывали так же, как и
мальчиков; супруга не заточалась в доме мужа — ему разрешалось всего лишь украдкой
навещать ее по ночам; он имел так мало прав на свою супругу, что другой мужчина мог во
имя со-
 
118 
вершенствования рода потребовать соединения с нею — само понятие супружеской
неверности исчезает, когда исчезает наследство; а так как все дети вместе принадлежат
всему городу, женщины также не попадают в кабалу к ревнивому хозяину — или,
наоборот, можно сказать, что, не владея имуществом, не имея собственных потомков,
мужчина не владеет и женой. Женщины несут на себе тяготы материнства, как мужчины
— тяготы войны; за исключением исполнения этого гражданского долга, ничто не
стесняет их свободы.
Помимо свободных женщин, о которых мы только что говорили, и рабынь, живущих
внутри геноса и являющихся полной собственностью главы семьи, в Греции есть еще
проститутки. Примитивные народы знали проституцию из гостеприимства, то есть
предоставление женщины проезжему гостю, которое наверняка имело какой-то
мистический смысл, и священную проституцию, призванную выпустить на свободу в
интересах коллектива таинственную мощь оплодотворения. Подобные нравы
существовали и в классической античности. Геродот рассказывает, что в V веке до н.э.
каждая женщина Вавилона должна была раз в жизни отдаться постороннему мужчине в
храме Милитты за монету, а затем отдать ее в сокровищницу храма, вернуться домой и
соблюдать целомудрие. Священная проституция по сей день сохранилась у египетских
«альмей» (танцовщиц) и индийских баядерок, составляющих уважаемые касты
музыкантш и танцовщиц. Но чаще всего в Египте, Индии и Западной Азии священная
проституция переходила в проституцию законную, поскольку духовенство видело в
подобной торговле средство наживы. Даже у евреев существовали продажные
проститутки. В Греции храмы, где можно встретить «девушек, радушно принимающих
путников», как называл их Пиндар, находились в основном на побережье, на островах и в
городах, куда приезжает много иноземцев, — деньги, получаемые женщинами,
предназначались культу, то есть его служителям, а значит, косвенно шли на их
Hosted by uCoz