Navigation bar
  Print document Start Previous page
 96 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
лишают ее даже тех гарантий, которые давались греческим женщинам; она проводит свою
жизнь в бесправии и рабской зависимости. Само собой разумеется, она исключена из
публичных дел и занимать «мужскую должность» ей строго воспрещается; в гражданской
жизни она навеки обречена оставаться несовершеннолетней. Прямо ей не отказывают в
праве на долю отцовского наследства, но косвенно не дают ею распоряжаться: наследницу
подчиняют власти опекуна. «Опекунство было установлено в интересах самих опекунов,
— говорит Гай, — чтобы женщина, наследниками которой они заранее назначаются, не
могла лишить их наследства завещанием или сделать бедными продажей имущества или
долгами». Первый опекун женщины — это ее отец; если отца нет, эту функцию
выполняют агнаты по отцовской линии. Когда женщина выходит замуж, она переходит «в
руку» к супругу; существуют три формы брака: conferratio, когда супруги приносят
Юпитеру Капитолийскому пирог из полбы в присутствии фламина Юпитера; coemptio,
фиктивная продажа, посредством которой отец-плебей передавал («манципировал») дочь
в собственность мужу; и usus, являвшийся результатом совместного проживания на
протяжении года; все три вида считались «строгим браком» (cum
mano), то есть супруг
занимал место отца или агнатов-опекунов; жена приравнивалась к одной из его дочерей, и
отныне ему принадлежала вся полнота власти над ее личностью и имуществом. Но уже
начиная с эпохи Законов XII таблиц, из-за того что римлянка принадлежала одновременно
и роду отца, и роду супруга, стали возникать конфликты, положившие начало ее
юридической эмансипации. В самом деле, брак cum
mano разоряет агнатов-опекунов. Для
защиты интересов родственников со стороны отца появляется так называемый
«свободный брак» (sine
manu); в этом случае имущество жены остается в распоряжении
опекунов; права мужа распространяются только на ее личность, да и эту власть он делит с
главой семьи, сохраняющим всю полноту влияния на дочь. Разногласия, возникающие
между отцом и мужем, призван разрешать домашний суд — подобное установление
позволяет женщине прибегать к поддержке отца против мужа и мужа против отца; она не
принадлежит, как вещь, од-
 
122 
ному человеку. Впрочем, хотя род необычайно силен, что доказывает само существование
такого суда, независимого от судов публичных, возглавляющий его pater
familias
прежде всего гражданин: власть его неограниченна, он держит в полном подчинении жену
и детей, но собственностью его они не являются; скорее, он организует их жизнь в
интересах общественного блага; женщина рожает детей, ее домашняя работа часто
включает в себя выполнение сельскохозяйственных задач, а потому она считается
полезной для страны и пользуется глубоким уважением. Здесь мы можем заметить одну
очень важную особенность, наблюдаемую на протяжении всей истории; одного
абстрактного права недостаточно, чтобы определить конкретное положение женщины —
оно во многом зависит от ее экономической роли в обществе; часто даже бывает, что
абстрактная свобода и конкретная власть изменяются в обратной зависимости. По закону
римлянка порабощена в большей степени, чем гречанка, но реально она гораздо активнее
вовлекается в общественную жизнь; дома она занимает атриум — центральное помещение
жилища, а не отправляется в гинекей подальше от посторонних глаз; она следит за
работой рабов; она руководит воспитанием детей и часто оказывает на них влияние
вплоть до весьма зрелого возраста; она разделяет с супругом его труды и заботы и
считается совладелицей его имущества. Выражающая сущность брака формулировка «Ubi
tu
Gaius, ego
Gaia»1 — не пустая фраза; матрону называют domina (госпожа); она —
хозяйка дома, причастная культу, она — подруга мужчины, а не рабыня; соединяющие их
Hosted by uCoz