Navigation bar
  Print document Start Previous page
 101 of 400 
Next page End  

возникновения реакции. Такое распространение, или перенос, на другие раздражители называется
генерализацией,
а варьирование тенденции возникновения реакций принято называть градиентом
генерализации.
Не существует в точности одинаковых раздражителей или ситуаций, в которых они
действуют, поэтому без генерализации не происходило бы научения.
Если реакция сопровождается разными раздражителями, научение также невозможно.
Происходит различение (дискриминация) непохожих раздражителей, в результате реакции на них не
наблюдается. Либо различение между реакциями может быть установлено с помощью отсутствия
вознаграждения или наказанием реакций на раздражители, как-либо отличающиеся от
вознаграждаемого раздражителя.
Подкрепление тем более эффективно, чем ближе к нему реакция, то есть отсроченное
подкрепление не столь действенно, как незамедлительное. Таким образом, имеет место градиент
подкрепления; реакции, возникшие до заключительной подкрепленной реакции, также подкрепляются,
но в меньшей степени, чем эта заключительная реакция.
Существование градиентов генерализации и подкрепления позволяет сформулировать
следующий принцип: «реакции, близкие по времени к подкреплению, имеют склонность, в тех случаях,
когда это физически возможно, возникать ранее положенного времени в серии реакций, то есть
становятся опережающими» (там же, р. 57). Опережающие реакции,
таким образом, вытесняют
бесполезные действия. Отстранение от вызывающего боль раздражителя произойдет еще до того, как
человек прикоснется к предмету, способному причинить боль. Склонность к опережению проявляется
непроизвольно. Она может стать причиной ошибок или неадаптивных реакций так же, как и
адаптивным устранением бесполезных действий. Использование подкрепления, в частности наказания
или отсутствия вознаграждения реакций, которые не способствуют проявлению желательных
опережающих реакций, может предотвратить устранение этих желательных реакций.
Значение страха в поведении становится очевидным, если иметь в виду, что страх является
одним из важнейших выученных влечений. Страх легко выучивается и переносится на новые
раздражители, перерастая в мощное влечение, становясь включенным в создание конфликтов,
приводящих к невротическому поведению. Когда страх присоединяется к новой ситуации, он
сопровождается множеством реакций, являющихся частью врожденного стереотипа страха. Страх
служит ключом для реакций, которые были выучены в других пугающих ситуациях. Когда наказание
следует за снижающими влечение реакциями, выучивается страх, который впоследствии мотивирует
реакции, препятствующие уменьшению этих влечений, приводя к запретам, результатом которых
становятся расстройства и невротическая симптоматика. Страх, по-видимому, является частью многих
социально выученных влечений, таких как вина, стыд, гордость, потребность в социальном
конформизме, стремление к власти или деньгам. Страх утраты любви или статуса, неудачи, нищеты,
скорее всего, социально выучен. Уменьшение страха служит подкреплением научения и
воспроизведения новых реакций, например реакций избегания. Страхи часто отличаются высокой
устойчивостью к угасанию, иногда их не удается полностью устранить. Подобно другим реакциям, страх
может быть заторможен несовместимыми с ним реакциями, например приемом пищи.
Известно множество других выученных социальных мотивов, некоторые из которых
представляют особую важность для личностного развития и психотерапии, в частности стадность,
общительность, зависимость и независимость, конформность и неконформность, потребность получать
и отдавать любовь, желание получить одобрение других, гордость, справедливость и честность.
Выученные влечения, а также их подкрепления заметно варьируют между культурами и между
социальными классами в рамках культурой. Психотерапевтам следует учитывать эту вариабельность.
Стандартное использование высших психических процессов для преодоления
эмоциональных проблем. На сегодняшний день мало известно о решении социальных и
эмоциональных проблем по сравнению с решением проблем, создаваемых физическим окружением.
Именно психотерапия, предметом изучения которой являются социальные и эмоциональные проблемы,
дает возможность больше узнать об этом.
В поведении можно выделить два «уровня»: первый включает в себя непосредственные,
автоматические реакции; второй включает поведение, которое опосредовано рядом внутренних
реакций, образов или мыслей, называемых высшими психическими процессами.
Мы собираемся
Hosted by uCoz