Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 400 
Next page End  

они в меньшей степени тормозятся, но также менее упорядочены и менее полезны при решении
проблем.
Как выучиваются неврозы. Невротическое поведение базируется на бессознательном
эмоциональном конфликте, обычно возникшем еще в детстве. «Невротические конфликты преподаются
родителями и выучиваются детьми» (Dollard & Miller, 1950, p. 127). Стереотипы обучения ребенка
отличаются непоследовательностью, таят в себе конфликты, родители разнятся по способности
последовательно и эффективно обучать своего ребенка. Задача эта довольно сложна, ее правила и
условия известны лишь отчасти. Кроме того, существует проблема с определением, каким именно
хотели бы видеть родители своего ребенка в будущем. Несмотря на то что знания наши нельзя назвать
полными, период детства, без сомнения, чрезвычайно важен, поэтому надо попытаться восстановить
события детства, чтобы понять жизнь взрослого.
Дети отличаются беспомощностью, следовательно, отданы во власть противоречивых
стереотипов обучения. «Малолетний ребенок всегда дезориентирован, его посещают видения и
галлюцинации, короче, у него имеются именно те симптомы, которые у взрослого считаются
признаками психоза. Детство, таким образом, можно рассматривать как период транзиторного психоза»
(там же, р. 130). Вместо терпеливого, поддерживающего и постепенного обучения в период детства, на
ребенка обрушивают противоречивые и часто невыполнимые требования, от него ждут контроля
побуждающих к действию влечений и быстрого научения.
Ребенок сталкивается с требованиями обучения в четырех критических ситуациях. Способы
проведения этого обучения ведут к развитию выученных реакций, которые будут проявляться на
протяжении жизни. Ситуация кормления может быть организована родителями таким образом, чтобы
вызывать оптимизм или апатию, ощущение безопасности или опасения, общительность или отсутствие
социального чувства, страх остаться в одиночестве или проявляющуюся позднее навязчивую
общительность. Преждевременный или чересчур жесткий тренинг навыков опрятности,
без всякой
вербальной поддержки, вызывает сильные эмоции, гнев, защиту, упрямство и страх. Результатом могут
стать тревога, конформное поведение, ощущение собственной никчемности и вины. Половое
просвещение способно привести к конфликтам, вызванным запретами, сексуальными тревогами,
гетеросексуальными страхами и конфликтами, вытекающими из эдиповой ситуации. Наконец,
вмешательство в случае реакций гнева у ребенка может породить связанные с гневом/тревогой
конфликты, в частности, когда страх присоединяется к сигналам гнева. Гнев неизбежен в связи со
множеством фрустраций у ребенка во время обучения, соперничества с братьями и сестрами,
беспомощности и психической ограниченности ребенка. Подавление гнева может выйти за пределы
торможения агрессии, перерастая в торможение чувства гнева как такового, что приводит к чрезмерно
заторможенной личности.
Эти ранние конфликты у ребенка имеют место до того, как он обучается говорить, во всяком
случае, до того, как он обучается выражать свои мысли адекватно. Следовательно, эти конфликты
остаются бессознательными и словесно необозначенными. Впоследствии сам ребенок, даже став
взрослым, ничего не может о них сообщить. Невозможно выяснить у индивида (за исключением
ситуации психотерапии, да и то лишь в минимальной степени) природу этих конфликтов. Большая часть
того, о чем нам известно, почерпнута от невротических личностей в процессе психотерапии.
Нормальные люди могут не иметь серьезных конфликтов; некоторые индивиды обладают меньшей
способностью разрешать свои конфликты с помощью высших психических процессов или же обладают
большей предрасположенностью к невротическим реакциям.
Как выучиваются симптомы. Фобии являются выученными страхами, происхождение
которых в настоящее время неизвестно. Реакция избегания снижает страх и, тем самым, сильно
подкрепляется. Фобиям свойственна устойчивость, поскольку избегание фобической ситуации их
подкрепляет через уменьшение страха, препятствуя угасанию фобической реакции. Подобно фобиям
навязчивые действия также уменьшают тревогу неизвестного происхождения. Они сохраняются в
связи с тем, что временно уменьшают тревогу. Сходным образом, истерические симптомы также
являются выученными реакциями, позволяющими избежать страха или уменьшить его. Факторы,
которые определяют специфические истерические реакции, такие как паралич руки, неизвестны,
несмотря на известную причину страха, например, участие в военных действиях. Регрессия
Hosted by uCoz