Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 400 
Next page End  

психотерапевт стремится извлечь рациональное зерно, видит пробелы и непоследовательность,
выдвигает гипотезы об их происхождении. Собственные размышления психотерапевта могут подсказать
ему, какой именно материал остается подавленным в психической жизни клиента. Блоки в ассоциациях
клиента служат психотерапевту подсказкой, поскольку указывают на сферы, где проявляется подавление.
Неудачи при попытке проработать какие-либо типичные важные аспекты, а также сновидения и
оговорки, тоже указывают на подавленный материал. Психотерапевт работает со всеми этими
пробелами и признаками подавления, в точности соблюдая правило свободных ассоциаций, поощряя
клиента к дальнейшему исследованию и выявлению конкретных установок, пропусков и т. п.
(«разрешительная интерпретация»).
Вознаграждение за разговор
Клиента следует вознаградить за разговор, который сопровождался для него страхом и тревогой,
с целью подкрепить участие в беседе и дать возможность продолжать выявление подавления.
Психотерапевт может вознаградить клиента за разговор различными способами. Один из них —
слушание — полное, свободное и исключительное внимание к словам клиента. Другим
вознаграждением служит принятие психотерапевтом всего, что говорит клиент, избегая при этом
осуждения. Беседа с клиентом без принятия и прощения, или катарсиса, неэффективна. Третьим видом
вознаграждения является понимание психотерапевтом и сохранение в памяти того, что сказал клиент.
Спокойствие психотерапевта в ответ на важные откровения, сопровождающиеся у клиента чувством
стыда или тревоги, служит четвертым вознаграждением. Психотерапевт может иногда вознаграждать
клиента, выражая ему симпатию и одобрение, однако это делается весьма умеренно. Наконец,
психотерапевт не устраивает перекрестный допрос, не выносит окончательного приговора, а
высказывается осторожно, в сослагательном наклонении. Психотерапевт проявляет терпение и
приспосабливается к темпу клиента.
Эти вознаграждения, вместо наказания за запретные фразы, произносимые со страхом, приводят
к угасанию страха. Вместе с тем страх реальных опасностей, наказания за антисоциальное поведение
сохраняется. «Это различение должно быть четко проведено психотерапевтом. Психотерапевт, если
можно так выразиться, обещает отсутствие наказания за определенные действия, которые ранее
наказывались, но в данный момент не запрещены, однако психотерапевт не может вмешиваться в
реалии жизни» (Dollard & Miller, 1950, p. 250).
Работа с переносом
Перенос дает психотерапевту косвенную информацию о клиенте в дополнение к той, которая
получается при свободных ассоциациях. Психотерапевт может присвоить этим сведениям ярлыки, а
клиент не в состоянии.
Психотерапевт во многом напоминает учителей, родителей, старших товарищей, что
провоцирует перенос реакций, выученных во взаимодействии с авторитетными фигурами.
Психотерапевт поощряет или вызывает этот перенос, по возможности придерживаясь неоднозначного
поведения. В дополнение к этому, угасание тревоги, связанной с разговором на запретные темы при
терпимом отношении со стороны психотерапевта, генерализуется на страхи, ведущие к избеганию и
торможению эмоциональных реакций, эти-то реакции и адресуются психотерапевту.
Когда клиент замедляет терапию по причине вызванных переносом реакций, психотерапевт
пытается преодолеть препятствие. Если клиент хранит молчание, психотерапевт может
интерпретировать это молчание, заверить клиента, что мыслей не может не быть, подсказать клиенту, о
чем тот думает в настоящее время. Когда мысли клиента путаются, психотерапевт отмечает это как
попытку ухода из ситуации и настаивает на продолжении работы.
«Психотерапевт решает задачу принятия, идентификации и использования реакций переноса на
протяжении всей терапии. Хотя информативные, связанные с переносом эмоции часто противоречивы
и трудны для проработки... Чрезвычайно важно, чтобы психотерапевт сознавал непредумышленность
этих реакций со стороны пациента, иначе он запутает пациента и даст реальные основания для
Hosted by uCoz