Navigation bar
  Print document Start Previous page
 121 of 400 
Next page End  

(р. 303). Вместе с тем, несмотря на внимание к аффективными элементам, они делают акцент на
рациональном анализе. Психотерапевт призван, по их мнению, в значительной мере осуществлять
функцию обучения.
В разработанном Доллардом и Миллером подходе имеются некоторые пробелы и разночтения.
Например, внимание уделяется подавленному материалу, однако сам процесс подавления незаслуженно
обходится. При обсуждении свободных ассоциаций авторы заявляют, что проговаривание дается легче
и сопровождается меньшей тревогой, чем мышление, поэтому «эффекты угасания, изначально
присоединенные к проговариванию вслух, быстро генерализуются на «разговор про себя» (мышление)»
(там же, р. 250). Однако далее, при обсуждении сопротивления клиента, они высказывают
предположение, что «хотя пациент переходит на обдумывание фраз, вызывающих тревогу, эта тревога
не столь интенсивна, как во время проговаривания вслух тех же фраз» (там же, pp. 270-271). Конечно,
это все не так уж важно. Главный недостаток подхода, разработанного Доллардом и Миллером, состоит
в том, что они исходили из теории научения, которая сформулирована на основании результатов
экспериментов с животными и только затем распространена, часто по аналогии, на поведение человека
(Miller & Butler, 1952). Таким образом, данному подходу присуща ограниченность теории подкрепления
(Raimy, 1952),
которая не может адекватно объяснить все изменения, происходящие в результате
научения, в частности сложное поведение людей. Следовательно, можно упрекнуть Долларда и
Миллера в чрезмерной упрощенности и ограниченности представлений о человеке как о системе
реакций на ситуационные раздражители, уменьшающих соответствующие влечения. Отдается должное
вторичным, или выученным, влечениям, развивающимся из первичных влечений, однако их природа и
развитие, или происхождение из первичных влечений, остаются неясными.
Долларда и Миллер излагают свои представления как гипотезы, а не как доказанные принципы.
Они подчеркивают, что их книга не является достаточно полной, чтобы служить руководством по
психотерапевтической практике. Они планировали написать другие книги, чтобы восполнить
существующие пробелы и преодолеть неразрешенные проблемы. Жаль, что их планам не суждено было
осуществиться, тем более достойно сожаления, что практикующие и начинающие психотерапевты не
уделили должного внимания книге «Personality and Psychotherapy» (Dollard & Miller, 1950). Подход
Долларда и Миллера можно считать одним из немногих действительно систематических подходов в
терапии. Их интеграция так называемой инсайт-терапии с теорией научения предвосхитила
современные исследования почти на 30 лет.
Как отметил Арковиц (Arkowitz, 1992),
«книга Долларда и Миллера... представляет собой не просто попытку перевести
психоаналитические концепции на поведенческий язык. На самом деле это нечто гораздо большее, это
попытка синтезировать и интегрировать представления о неврозе и психотерапии двух школ с целью
создания объединяющей теории в этой области» (р. 264).
Он же продолжает: «Работа Долларда и Миллера по-прежнему остается одной из наиболее
удачных попыток интегрировать два различных подхода» (там же, р. 265). «Теперь, когда интеграция в
психотерапии стала устойчивой тенденцией, их работа получит заслуженное внимание» (там же, р.
265).
Глава 6. Поведенческая терапия: Вольпе
Джозеф Вольпе (род. 1915) получил образование в Южной Африке, степени магистра и бакалавра
были ему присвоены в 1939 г., а степень доктора медицины в 1948 г. в Йоханнесбургском университете
Уитвотерсренда. Занимаясь частной психиатрической практикой, он одновременно читал лекции по
психиатрии в Уитвотерсренде с 1949 по 1959 г., за исключением периода 1956-1957 гг., когда он
работал в Центре передовых исследований в области поведенческих наук в Стэнфордском
университете. С 1960 по 1965 г. Вольпе занимал должность клинического профессора психиатрии в
университете Вирджинской медицинской школы в Шарлоттcвилле, штат Вирджиния. В 1965 г. он стал
профессором психиатрии на факультете поведенческих наук школы медицины в Темпльском
университете и Психиатрическом институте Восточной Пенсильвании в Филадельфии, где проработал
Hosted by uCoz