Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 400 
Next page End  

новых. «Когда реакция тормозится несовместимой реакцией, за которой следует снижение сильного
влечения, развивается значительное условное торможение реакции» (Wolpe, 1958, р. 30).
Вольпе провел серию экспериментов, в которых у кошек с помощью электрошока вызывались
невротические реакции (тревога и страх, с их поведенческими и физиологическими коррелятами). Эти
симптомы генерализовались и начинали происходить за пределами экспериментального помещения.
Они были усилены звуковыми раздражителями, которые подавались одновременно с электрошоком.
Выраженность симптомов варьировала в прямой зависимости от сходства помещения с
экспериментальным, в котором вызывались неврозы.
Невротические реакции вызывались в ситуации кормления, что давало возможность устранить
их с помощью реципрокного торможения. Для этого применялись два метода. Первый из них служил
дополнением к ситуации с раздражителем в экспериментальном помещении с целью укрепления или
вызова реакции кормления. Поскольку в обычных клетках кошек кормили с руки, предполагалось, что
рука станет условным раздражителем, вызывающим реакции приближения кормления. Пища подавалась
на лопатке, которую экспериментатор держал в руке. Четыре из девяти кошек научились так есть и
постепенно стали есть из кормушки. Трех кошек силой заставили есть из кормушки. Спустя несколько
дней невротические реакции уменьшились и наконец совершенно исчезли.
Второй метод заключался в кормлении животных в условиях, в которых снижающие тревогу
раздражители были менее действенными. Пятерым (из девяти) кошкам, которые не отреагировали на
метод кормления с руки, пища была предложена за пределами экспериментального помещения в
обстановке, способствовавшей уменьшению симптомов тревоги, пока животные не начали есть. Когда
все они научились питаться в данной ситуации, пищу им стали предлагать в ситуациях, которые
вызывали усиление симптомов тревоги. В конце концов все животные научились есть из кормушек в
экспериментальных помещениях, при этом симптомы тревоги у них прошли.
Когда предъявлялся условный звуковой раздражитель, тревога возобновлялась. Две кошки
начали есть корм при постепенном уменьшении расстояния до звукового раздражителя, пока не смогли
есть непосредственно в клетке, не проявляя при этом признаков тревоги. Остальные семь кошек
получали пищу в экспериментальной клетке, после чего на короткое время включался звуковой
раздражитель, после чего опять предлагалась пища, и так далее, после чего уменьшилось время, в
течение которого кошки не подходили к пище. Далее длительность действия раздражителя
увеличивалась, пока кошки сохраняли способность питаться без признаков тревоги в присутствии
звукового раздражителя. В конце концов раздражитель стал условным раздражителем для реакции
поиска пищи. С целью определить наличие невротических реакций в латентном состоянии реакция
поиска пищи в ответ на звуковой раздражитель была угашена за счет ее неподкрепления пищей. Затем
был предложен корм, а когда кошка к нему приблизилась, включили постоянный звуковой сигнал,
который не оказал эффекта ни на тревогу, ни на торможение приема пищи.
Перед устранением эффектов вызывающего тревогу звукового раздражителя двум кошкам
предложили корм, а когда они стали к нему приближаться, включили звуковой раздражитель. Возникла
невротическая тревога, прием пищи был заторможен в ситуациях, в которых присутствовал
раздражитель.
Существует ли сходство и, тем более, полная аналогия между экспериментальными неврозами у
животных и клиническими неврозами у людей? Критериями клинического невроза являются тревога,
неадаптивное поведение, устойчивое и приобретенное путем научения. Этим критериям явно
соответствуют кошки в проведенных экспериментах. Реакции кошек в экспериментальной обстановке
без действия электрошока были такими же, как при его воздействии, что согласуется с приведенным
выше определением научения. Научение под действием электрошока происходит очень быстро из-за
резкого снижения влечения после отключения тока и в связи со вторичным подкреплением
раздражителей со стороны экспериментального окружения, которое становится тревожным; таким
образом, удаление из экспериментального окружения снижает тревогу и в то же время подкрепляет
тревожные реакции на окружающие раздражители.
Возникает вопрос относительно устойчивости невротических привычек без подкрепления, то
есть о их сопротивлении угасанию. Поскольку невротические реакции неадаптивны, они не
вознаграждаются. Тем не менее им свойственно первоначальное влечение, которое снижается, когда
Hosted by uCoz