Navigation bar
  Print document Start Previous page
 151 of 400 
Next page End  

10.
Человек должен сильно расстраиваться по поводу проблем и тревог других людей. Это
представление ошибочно, поскольку зачастую чужие проблемы и есть не более чем чужие. Проблемы
других людей могут не иметь ничего общего с нами. Даже когда поведение других людей нас задевает,
расстраиваемся мы в действительности из-за собственного определения этого поведения. Разумно
мыслящий человек определяет, стоит ли ему расстраиваться из-за поведения окружающих, и если да, то
пытается помочь им измениться. Если ничего нельзя сделать, остается принять происходящее и не
унывать.
11. Всегда существует правильное или идеальное решение каждой проблемы и его надо найти,
иначе не избежать катастрофы. Это иррациональное убеждение, поскольку идеального решения не
существует, воображаемые результаты неудачных поисков идеального решения нереалистичны и могут
вызвать тревогу или панику, и такой перфекционизм ведет к принятию не самого лучшего из возможных
решений. Разумно мыслящий человек пытается отыскать разные возможные решения проблемы и
принимает лучшее или наиболее подходящее из них, сознавая, что идеального ответа не существует.
Эти ложные идеи чрезвычайно распространены в нашем обществе; принимаемые и
подкрепленные постоянным самовнушением, они могут привести к эмоциональным нарушениям или
неврозу, поскольку их невозможно осуществить.
«Если человек верит в бессмыслицу, заключенную в этих утверждениях, он неизбежно будет
иметь тенденцию стать подавленным, враждебно настроенным, настороженным, виноватым,
неспособным, инертным, несчастным, неэффективным. С другой стороны, избавившись от этих
основных видов иррационального мышления, чрезвычайно трудно сильно расстроиться или, по
крайней мере, находиться в этом состоянии продолжительное время» (Ellis, 1962, р. 89).
Если сторонники Фрейда правы в том, что переживания раннего детства оказывают влияние на
эмоциональные нарушения, эти эффекты вторичны; они продолжают оказывать свое действие лишь
постольку, поскольку индивид усвоил некоторые из перечисленных выше основных алогичных идей. Не
сами ранние переживания являются причиной нарушения, а установки и мысли индивида о них (Ellis,
1989).
Хотя перечисленные выше одиннадцать идей показывают некоторые из разнообразных
направлений иррационального мышления, Эллис также попытался сократить этот список, чтобы
выделить несколько основных иррациональных убеждений, составляющих суть этих одиннадцати. Вот
какие идеи выделил Эллис (Ellis, 1979b).
«Я ДОЛЖЕН быть компетентным, адекватным и успешным, я также ДОЛЖЕН получить
одобрение абсолютно всех значимых людей в моей жизни. Ужасно, когда этого не происходит. Я не
перенесу поражения в этих важнейших направлениях. Я никчемный человек, когда я не делаю то, что я
должен сделать, чтобы быть компетентным и снискать всеобщее одобрение... Другие ДОЛЖНЫ
обращаться со мной доброжелательно, справедливо, подобающим образом, когда мне этого хочется.
Ужасно,
когда они этого не делают. Я не могу выносить их оскорбительное обращение со мной. Они
недостойные, порочные люди, когда они не делают того, что ДОЛЖНЫ, чтобы обращаться со мной
удовлетворительно... Я ДОЛЖЕН получить то, что хочу. Условия моего проживания и мир вокруг меня
ДОЛЖНЫ быть упорядочены, хороши, определенны, таковы, какими я хочу их видеть. Я ДОЛЖЕН
удовлетворять свои желания легко и без промедления, не встречая слишком много препон и трудностей.
Невыносимо,
когда дела обстоят иначе. Я не терплю дискомфорта, разочарования, когда что-то не
соответствует идеалу. Мир — никчемное место, и жизнь не стоит того, чтобы жить, когда дела идут не
так, как должны в этом смысле» (pp. 3-4).
Эти основные иррациональные убеждения, в действительности являющиеся разнообразными
комбинациями одиннадцати идей и сведенные к трем, отражают еще один ключевой момент РЭТ:
использование выражений типа «следовало бы», «надо» и «должен» в нашем мышлении. Согласно
Эллису (Ellis, 1988b, 1993), именно категоричное мышление («Я ДОЛЖЕН...», «МНЕ СЛЕДУЕТ...», «МНЕ
НАДО...») заводит людей в беду. Категоричные утверждения такого типа отражают иррациональность и
могут вызывать или усугубить эмоциональное нарушение; лучше всего бороться с ними с помощью
рационального спора (например, бороться со своим категоричным мышлением с помощью
рационального анализа). Действительно, все эти «долженствования» являются отличительными
особенностями иррациональных или алогичных убеждений в системе РЭТ.
Hosted by uCoz