Navigation bar
  Print document Start Previous page
 153 of 400 
Next page End  

Задача психотерапевта — помочь клиентам избавиться от алогичных, иррациональных идей и
установок, заменить их логичными, рациональными идеями и установками (Ellis, 1989). Первый шаг в
этом процессе — показать клиентам, что эти идеи и установки алогичны, разъяснить, почему это так,
продемонстрировать (с помощью модели A-B-C) взаимосвязь между иррациональными идеями, с одной
стороны, и несчастьями и эмоциональными нарушениями, с другой. Эллис полагает, что это делается в
большинстве психотерапевтических подходов; однако это делается пассивно, косвенно и дальше этого
не идет.
Вторым шагом в рационально-эмотивной терапии является помощь клиентам в осознании того,
что их эмоциональное нарушение поддерживается за счет алогического мышления; иначе говоря, их
собственное иррациональное мышление в настоящем, а вовсе не сохраняющееся влияние ранних
событий обусловливает их состояние.
Третий шаг терапевтического процесса — помочь клиентам изменить их мышление и отказаться
от иррациональных идей. Если при некоторых подходах предполагается, что клиенты сделают все это
самостоятельно, сторонники рационально-эмотивной терапии сознают, что алогическое мышление
может быть настолько сильно, что клиенты не могут достичь изменений без помощи извне. Таким
образом, терапия преимущественно состоит из оспаривания иррациональных убеждений (disputing, D).
Предполагается, что в процессе оспаривания возникают желаемые когнитивные эффекты (cognitive
effects, cE), эмоциональные эффекты (emotional effects, eE) и поведенческие эффекты (behavioral effects,
bE).
Четвертый и заключительный шаг предполагает выход за обсуждение конкретных алогичных
идей клиентов; рассматриваются иррациональные идеи в целом (такие как упомянутые выше
одиннадцать) наряду с более рациональной философией жизни. В результате этого процесса клиенты
усваивают рациональную философию жизни; иррациональные установки и убеждения заменяются
рациональными. Таким образом, удается избавиться от негативных эмоций, а также саморазрушающего
поведения (Ellis, 1962).
Кроме того, рационально-эмотивная терапия занимается проблемой самообесценивания, или
низкой самооценки и ощущения собственной никчемности. Проблема человеческого достоинства
возникает, когда люди оценивают себя на основании своих поступков, поведения или
функционирования, которые обнаруживают их неадекватность, ошибки и неудачи. Обычный подход к
этой проблеме заключается в том, чтобы помочь клиентам поверить в то, что они достойные люди
просто в силу своего существования, независимо от своего поведения или мнения окружающих. Если
клиенты усваивают это убеждение, имеет смысл убедить их также в отсутствии необходимости давать
себе какую бы то ни было оценку (Ellis, 1988а). Не занимаясь самооценкой, клиенты осознают себя
живущими и могут по своему выбору продолжать жить и наслаждаться жизнью. Клиенты прекращают
задаваться вопросами типа «кто я такой?», «достойный ли я человек?». Отныне их больше интересуют
другие вопросы: «какие у меня особенности характера?», «что мне нравится и не нравится делать?»,
«могу ли я улучшить какие-то свои черты, приобрести новый опыт, чтобы получать от жизни
максимальное удовлетворение?» Они могут оценивать свои особенности, при этом не требуется
оценивать себя как хороших или плохих (Ellis, 1973, 1993).
Применение: техники терапии
Эллис утверждал, что «все эффективные психотерапевты, независимо от степени осознания
своих действий, учат или вынуждают своих пациентов переосмысливать события и философию своей
жизни, меняя тем самым свои нереалистичные и алогичные мысли, эмоции и поведение» (Ellis, 1962, pp.
36-37). Но далее он добавляет, что другие психотерапевты используют для этого сравнительно
неэффективные и непрямые техники. Такие техники, как абреакция, катарсис, анализ сновидений,
свободные ассоциации, интерпретация сопротивления и анализ переноса могут быть вполне
успешными, во всяком случае они помогают клиентам увидеть нелогичность своего мышления. Однако
Эллис (Ellis, 1979a) считает, что даже при максимальной эффективности все эти методы себя не
оправдывают. Сами по себе взаимоотношения и экспрессивно-эмоциональные, поддерживающие,
Hosted by uCoz