Navigation bar
  Print document Start Previous page
 164 of 400 
Next page End  

принимать собственные решения, а не следовать указаниям психотерапевта по решению их проблем.
Кроме того, можно отметить, что чрезмерная озабоченность многих психотерапевтов эффективностью,
акцент на ускорении терапевтического процесса, желание быстро достичь результатов имеют ряд
существенных недостатков и могут привести к нежелательным последствиям для клиентов (например,
лишению возможности получить удовлетворение от самостоятельно принятого решения).
Можно задать Эллису и его сторонникам следующий вопрос: сколько пациентов разделяют
убеждения в крайней форме, в которой он их формулирует? Могут ли иррациональные убеждения,
которые выявил Эллис (Ellis, 1962, 1979b), быть экстремистскими или абсолютистскими формами
действительных убеждений
пациентов? Все эти вопросы вполне обоснованны и требуют внимания.
Может статься, что Эллис проецирует или приписывает крайние формы убеждений своим клиенты,
чтобы их оспаривать. Вольпе (Wolpe, 1978) описывает это так: «На практике... он часто, по-видимому,
проецирует на пациента иррациональные убеждения, которые, как он считает, пациент должен иметь»
(р. 441; ср. Wolpe, 1990). Даже если сам Эллис не согласился бы с этим утверждением, высказывание
Вольпе заслуживает внимания. Возможно, сам по себе рационально-эмотивный подход представляет
собой экстремистский взгляд на людей, их проблемы и способы решения этих проблем?
Эллис соглашается с тем, что в основе эффективной психотерапии лежит изменение установок.
Однако есть и другое мнение, что коль скоро установки перегружены эмоциями, прямое обращение к
ним неэффективно. Голдфрид и Дэвисон (Goldfried & Davison, 1976) так прокомментировали склонность
Эллиса полагаться на спор и убеждение.
«Вместо того чтобы спорить с клиентом, пытаясь убедить его в том, что он глуп, если разделяет
эти убеждения, гораздо эффективнее было бы предоставить клиенту возможность самому подыскать
доказательства для опровержения этих убеждений. В социально-психологической литературе
высказывается мнение, что этот метод более эффективен для изменения установок» (р. 176).
Янг в комментариях к своему диалогу с Эллисом и Локвудом (Young, 1987, р. 247) отмечает:
«Мне представляется, что чем больше вы спорите в агрессивной манере, тем большее число
клиентов занимает оборонительную позицию. Они ощущают угрозу, а в результате соглашаются чаще,
чем им хотелось бы. Они кивают головой и говорят: «Да, я согласен с вашей точкой зрения», однако в
действительности они боятся вам возразить и объяснить причины своего несогласия. Как следствие, я
ожидаю, что процент досрочного прекращения клиентами терапии будет выше при РЭТ.»
Эллис, по-видимому, нисколько не обеспокоен перспективой того, что прямые нападки на
клиента могут создать у него ощущение угрозы, усилить сопротивление и затруднить достижение
изменений или даже сделать их невозможными. Вместе с тем есть основания полагать, что ощущение
угрозы ухудшает мышление и научение. Имея это в виду, мы считаем, что лучше проявлять
осторожность при использовании прямых, активных методов вмешательства, которые могут
восприниматься некоторыми клиентами, если не большинством, как угроза.
Эти соображения делают актуальным привнесение в психотерапию жизненных ценностей.
Несомненно, жизненные ценности проявляют себя в процессе терапии; речь идет о ценностях
психотерапевта; все психотерапевты с момента определения терапевтических задач в той или иной
степени директивны. Вместе с тем существуют разные степени навязывания клиенту психотерапевтом
своих жизненных ценностей или философии. Что касается рационально-эмотивной психотерапии, то
она довольно жестко навязывает клиентам свою философию. Эллис (Ellis, 1962) отмечал опасность,
связанную с тем, что психотерапевт «может силой своего авторитета побудить пациента принять его,
психотерапевта, систему убеждений» (р. 367), вместе с тем он не признает того, что именно это он и
делает, хотя для профилактики наряду со своей властью использует доводы разума и логику.
Другие соображения, которые возникают при обсуждении РЭТ, касаются чрезмерного акцента на
когнитивных процессах и недооценки прошлого клиентов, механизмов Эго-защиты и бессознательного.
В конце концов вполне объясним тот факт, что при подходе РЭТ уделяется много внимания
когнитивным процессам, поскольку сам по себе подход является когнитивным. Действительно ли при
РЭТ переоцениваются когнитивные процессы и недооцениваются эмоции клиентов? Сам Эллис
наверняка ответит отрицательно, хотя и над этим вопросом стоит задуматься. Представляется
возможным, что терапия РЭТ, с ее преимущественным фокусированием на идеях, мыслях и убеждениях
может иногда, если не всегда, недооценивать и даже игнорировать аффективные переживания
Hosted by uCoz