Navigation bar
  Print document Start Previous page
 166 of 400 
Next page End  

адекватной экспериментальной проверке (ср. Haaga & Davison, 1991; Hollon & Beck, 1986, 1994). Даже
наиболее оптимистично настроенные в отношении терапии РЭТ авторы признают, что посвященные
этой терапии исследования страдают разнообразными методологическими погрешностями (например,
отсутствием последовательного наблюдения, небольшими размерами выборки, неадекватной
статистической поддержкой), которые несколько подрывают доверие к сделанным выводам. Вполне
возможно, как утверждают Лайонс и Вудс (Lyons & Woods, 1991), что исследования целесообразно
сосредоточить на факторах, повышающих эффективность РЭТ. Или же, как отмечают Хаага и Дэвисон
(Haaga & Davison, 1993),
«пришло время рассмотреть вопрос о том, что действенность подхода РЭТ не подлежит
традиционной научной оценке... Вероятно, вместо исследований, посвященных РЭТ, будет проводиться
изучение специфической тактики терапевта в конкретных обстоятельствах... Подобные исследования
могут вплотную приблизиться к интересному как с клинической, так и с теоретической точек зрения
вопросу о том, кому и когда показан подход РЭТ» (р. 218).
В любом случае, в настоящее время имеются противоречивые выводы об эффективности РЭТ.
Для начала целесообразно уделить внимание некоторым методологическим проблемам исследований, о
которых уже говорилось (Haaga & Davison, 1989a, 1989b, 1991, 1993).
Каково же будущее терапии РЭТ? На этот вопрос неоднократно давал ответы сам Эллис. Он, в
частности, обозначил некоторые направления будущих исследований: дальнейшее совершенствование
теории и практики РЭТ, работа по интеграции рационально-эмотивной теории с когнитивной
психологией, проведение массовой терапии РЭТ (с использованием средств массовой информации;
Ellis, 1987b, 1993; Ellis & Grieger, 1977b). Другие моменты, например преобразование рационально-
эмотивной теории (Rorer, 1989a, 1989b), перестройка модели А-В-С (Muran, 1991), обоснованные
критические замечания по оптимизации исследований, посвященных РЭТ (Haaga & Davison, 1989b,
1993), также могут оказать влияние на будущее РЭТ (см. некоторые из этих предложений в работе Ellis,
1992).
Однако все это в перспективе. Что касается дня сегодняшнего, можно с уверенностью
констатировать энергию, активность и оптимизм в лагере сторонников РЭТ. Институт рационально-
эмотивной терапии продолжает оставаться основным учреждением, в котором проводится обучение
РЭТ, соответствующие семинары, распространяется методическая литература. На территории США
действуют дочерние учебные центры; имеется и несколько международных, в частности в Австралии,
Германии, Италии и Нидерландах. Выходит журнал «Journal of Rational-Emotive and Cognitive-Behavior
Therapy»,
на страницах которого ведется обсуждение теоретических аспектов РЭТ, исследовательских
проектов и практически применения. Кроме того, активную пропагандистскую работу проводят
многочисленные сторонники рационально-эмотивного подхода (Wesslers, DiGiuseppe, Dryden). He
исключено, что самой сильной его стороной является энергия, активность и настойчивость в
достижении целей и удовлетворении перечисленных выше потребностей.
Глава 8. Когнитивная терапия: Бек
Аарон Т. Бек (род. в 1921 г.) получил степень доктора медицины в Школе медицины Йельского
университета в 1946 г. С 1946 по 1948 г. он проходил интернатуру и ординатуру по патологии в
больнице Род-Айленда; затем он прошел ординатуру по неврологии и психиатрии в больнице
Администрации ветеранов (Cushing Veterans Administration Hospital) во Фремингеме, штат Массачусетс.
С 1954 г. Бек работает на факультете медицинской школы Университета Пенсильвании и в настоящее
время занимает должность профессора психиатрии и директора Центра когнитивной терапии. Кроме
того, он работал психиатром в центре Остен Ригс в Стокбридже, штат Массачусетс; консультантом
Филадельфийской больницы Администрации ветеранов; членом совета директоров ассоциации
психического здоровья Западной Филадельфии (West Philadelphia Mental Health Consortium);
попечителем Американской академии психоанализа; президентом общества психотерапевтических
исследований.
Бек получил диплом по психиатрии в Американском департаменте психиатрии и неврологии
Hosted by uCoz