Navigation bar
  Print document Start Previous page
 182 of 400 
Next page End  

время различных видов деятельности и с удовлетворением обнаружила, что эта тактика прекрасно себя
оправдала. Вместе с тем Энн приходилось каждую неделю встречаться с завучем, который каждую
неделю увеличивал ей рабочую нагрузку без материальной компенсации.
Вот какие базовые допущения при этом обнаружились: «Я не считаю себя импульсивным
человеком оттого, что не хочу делать того, чего от меня ждут. Предполагается, что вы должны все
делать, не имея возможности отказаться». В качестве домашнего задания Энн составила список своих
дел за неделю, чтобы судить о возможности без проблем расширить круг своих обязанностей. К началу
следующей сессии «факты» убедили Энн в том, что у нее не остается времени на дополнительную
работу; таким образом, отказ завучу объясняется вовсе не ее «импульсивностью», а оценкой
приоритетов.
На четвертой сессии было использовано направленное создание мысленных образов с целью
уменьшить страх пребывания в общественных местах, откуда трудно выбраться. Энн представила себя в
крупном универмаге, в то время как ее машина блокирована на стоянке. В своем первоначальном
мысленном образе она увидела себя, судорожно пытающуюся сделать вдох, лишенную возможности
добраться до машины и наконец падающую в обморок в отсутствие медицинской помощи. Когда ей
было предложено представить себе иную картину, Энн вообразила, что самостоятельно справляется со
своими симптомами, пока они не проходят окончательно, и сознавала, что спасатели наверняка были
бы вызваны, если бы ситуация того действительно требовала.
Одновременно Энн обучали проверке автоматических мыслей, связанных с опасностью для ее
здоровья («Что если у меня высокое давление?» «Если эта тревога сохранится, мое сердце не выдержит»)
и ее способностью справиться с работой («Мне это не по силам!», «Что если что-то пойдет не так?»). К
шестой сессии она уже была способна самостоятельно реагировать на подобные мысли. Днем Энн
чувствовала себя лучше, а ночью «выбивалась из колеи».
В течение следующей недели Энн стала бояться симптомов, которые возникли при употреблении
вина. Эта симптоматика коренилась, вероятно, в церковном запрещении спиртного. У Энн появились
видоизмененные признаки тревоги в связи с нарушением этого запрета, проявляющиеся как опасная
реакция на сам алкоголь. Вместе с тем ей удалось справиться с учащенным сердцебиением, от которого
она проснулась ночью, благодаря медленному дыханию и напоминанию себе о том, что эти симптомы
всегда проходят. Энн с удовлетворением обнаружила, что отчасти контролирует свои симптомы и
страхи.
Сессии 8-12
Семейные проблемы Энн вышли на передний план во время седьмой сессии. Пациентка
выразила опасение по поводу того, что будет вынуждена нести ответственность за своего
беспомощного, беспокойного брата, когда родители состарятся, если им не удастся заставить его
исправиться. По-видимому, имело место допущение «Если другие не справляются, ответственность
ложится на меня». В ретроспективе так было в школьные годы. Это допущение отчасти объясняет ее
гнев на мать: «Мне приходится брать на себя эту нагрузку, потому что ты отказываешься от нее». Энн
припомнила, что давно уже злилась на мать, пренебрегающую своими обязанностями: «Почему ты не
защитила меня от отца?»
Вскоре удалось сформулировать два взаимосвязанных допущения: «Если я не позабочусь о делах и
не сделаю их как следует, произойдет катастрофа», а также: «Дел, которые надо делать, гораздо больше,
чем я могу переделать». Навещая своих родных, что она избегала делать с начала болезни, Энн ловила
себя на автоматических мыслях типа: «Непременно
произойдет какая-нибудь неприятность. Мне надо
будет все исправить». Эти убеждения можно было проследить с детства, поскольку уже тогда
предполагалось, что она должна справляться с потенциально опасными ситуациями, выходящими за
пределы ее компетенции. В памяти сохранился случай, когда она предотвратила попытку самоубийства
своей сестры, в то время как мать была занята шитьем.
За время терапии Энн помогли заново оценить вероятность того, что сама она или ее родители
могли бы исправить брата. Она пришла к пониманию своей возможности преуспеть в любом
разумном деле, касающемся лично ее, но от затеи попытаться изменить брата целесообразно отказаться:
«Я понимаю, что некоторые вещи не в моей власти».
Hosted by uCoz