Navigation bar
  Print document Start Previous page
 188 of 400 
Next page End  

выработки адекватной реакции. Начальные обучающие сессии были довольно простыми, впоследствии
в них привносились все новые дополнительные элементы. На заключительных сессиях пациенту
предлагалось наблюдать и сообщать о реакциях, вербальных и невербальных, персонала и других
пациентов на неадекватное поведение. В процессе обсуждения вырабатывались высказывания, которые
пациент мог адресовать себе в подобных ситуациях, в частности: «Веди себя адекватно,
последовательно, чтобы окружающие тебя понимали». Другие высказывания типа «Я недостаточно ясно
выразился, попробую еще» использовались для поддержания значимости задания. По сравнению с
контрольной группой, которая обучалась с помощью оперантного социального подкрепления, участники
эксперимента продемонстрировали гораздо более выраженное улучшение по всем ключевым тестам за
исключением одного (воспроизведение цифр в отсутствие помех).
Обучение самоинструкциям является эффективным лишь при наличии необходимых
представлений и умений. Например, самообучение не повысит успехов в математике при отсутствии
базовых навыков. «Обучение детей реагировать на такие свои вербальные команды, как "остановись и
подумай", не приведет к улучшению функционирования при выполнении конкретных заданий, если в их
репертуаре отсутствуют требуемые для этого навыки» (Meichenbaum, 1974, р. 80). Вместе с тем за
вербализацией не обязательно последуют действия, если нет желания их выполнять. Подкрепление
вербальной и невербальной поведенческой последовательности повышает частоту действий вслед за
вербализацией. Сами по себе слова не обязательно меняют поведение; необходима также работа мысли.
Мышление может происходить и без слов, однако слова заметно активизируют мышление, приводя к
изменению поведения. «Это и является предпосылкой когнитивного подхода к изменению поведения с
помощью самоинструкций» (Meichenbaum, 1974, р. 82).
Исходные положения и концепции
Обучение самоинструкциям основано на следующем допущении: «То, что люди себе говорят,
определяет все, что они делают» (Farber, 1963). Поведение подвержено влиянию разнообразных
аспектов человеческой деятельности, которая определяется различными конструктами:
физиологическими реакциями, аффективными реакциями, когнициями, а также межличностным
взаимодействием. Внутренняя речь, или внутренний диалог, является одним из этих видов
деятельности или конструктов.
«Целью когнитивно-функционального оценивания является описание в вероятностных терминах
функционального значения Я-высказываний определенного рода, за которыми следуют конкретные
виды поведения или эмоционального состояния человека (например, настроения), или его
физиологические реакции, или процессы распределения внимания и т. д. Какое влияние оказывает и в
свою очередь испытывает внутренний диалог со стороны других событий или поведенческих
процессов?» (Meichenbaum, 1977, р. 202).
Известно сравнительно мало исследований, посвященных сознательному мышлению,
внутреннему диалогу как переменной, влияющей на другие виды поведения. Вместе с тем исследования
в трех сферах — межличностных инструкций, когнитивных факторов при стрессе, а также влияния
инструкций на физиологические реакции — имеют непосредственное отношение к последствиям Я-
утверждений и служат источником знаний о функциональной значимости внутренней речи.
Функции внутреннего диалога
Межличностные инструкции. Описание функций межличностных инструкций (Gagne, 1964)
сходно с описанием самоинструкций (McKinney, 1973). Они обеспечивают процедуры и правило, или
принцип, опосредующий поведение. Таким образом, можно предположить, что самоинструкции по
действию напоминают межличностные. Самоинструкции заимствуются из взрослых наставлений,
которые интернализуются, или усваиваются, детьми и используются ими для контроля своего
поведения, как предполагали русские психологи Выготский (Vygotsky, 1962) и Лурия (Luria, 1961).
Когнитивные факторы при стрессе. Хотя психосоциальная литература по совладанию со
Hosted by uCoz