Navigation bar
  Print document Start Previous page
 194 of 400 
Next page End  

самоинструкций. Образный компонент может быть усилен, когда клиентам рекомендуется представить
себя успешно справляющимися с тревогой с помощью визуализации обстановки, медленного и
глубокого дыхания, расслабления и выполнения самоинструкций. Таким образом, вызывающие тревогу
переживания становятся сигналом к включению механизмов совладания и функционирования
независимо от тревоги. Следовательно, клиент начинает рассматривать тревогу как стимул, а не помеху,
как сигнал для совладающего поведения, как было показано в экспериментах Мейхенбаума и других
исследователей.
«Предполагаемые изменения в процедурах десенсибилизации согласуются: а) с представлениями
о том, что десенсибилизация должна рассматриваться как средство активного обучения навыкам
совладания и самоконтроля и б) с идеями о терапевтической ценности «работы беспокойства»
(профилактическое решение проблем и когнитивная репетиция)» (Meichenbaum, 1977, р. 124).
Моделирование. Бандура (Bandura, 1969) подчеркивал, что в техниках моделирования
наблюдатель преобразует информацию, полученную от модели, в скрытые перцептуально-когнитивные
образы и скрытые вербальные, опосредующие реакции, которые впоследствии используются в качестве
сигналов к явному поведению. Эти реакции, по сути дела, представляют собой самоинструкции.
Детальное моделирование этих реакций способствует изменению поведения. Модели могут думать
вслух, при этом демонстрируя не только уверенное, но также и совладающее поведение, в частности
преодоление сомнений и разочарований, высказывание похвалы в свой адрес после достижения успеха.
Исследования, проведенные Мейхенбаумом и его последователями, показали, что этот метод гораздо
более эффективен по сравнению с обычными техниками моделирования.
Аверсивное обусловливание. При аверсивном обусловливании нежелательная реакция
сочетается с неприятным стимулом, например электрошоком, который кончается с прекращением
реакции. При когнитивно-поведенческом подходе понятие нежелательной реакции расширяется,
включая в себя когниции в форме Я-высказываний и мысленных образов. При борьбе с курением,
например, электрошок прекращается, как только клиент вынимает изо рта сигарету и произносит
соответствующее высказывание по поводу курения типа «не хочу умереть от рака». Такой подход
оказался более эффективным по сравнению с обычным подходом в исследовании, проведенном
Мейхенбаумом. Удовлетворительного объяснения фасилитирующего эффекта мысленной репетиции
пока не предложено, полагают, что он связан с «лучшей репрезентацией скрытых стимулов,
способствующих неадаптивному поведению», привлечением «большего числа различных ситуационных
стимулов в процессе обучения», а также «более интенсивному вовлечению эмоций» (Meichenbaum, 1977,
pp. 137-138). Приобретение моторных навыков можно ускорить с помощью мысленной практики, а
также создания зрительных образов.
Многие поведенческие психотерапевты признают когнитивные факторы в поведенческой
терапии и высказываются о том, что «изменение высказываний клиента в свой адрес может отражать
общие поведенческие изменения, вызванные целым рядом техник поведенческой терапии... Если верна
гипотеза о том, что самоинструкции клиента опосредуют изменение поведения, то можно ожидать, что
направленное обучение самоинструкциям повысит эффективность вмешательства» (Meichenbaum, 1977,
р. 141). Данные исследований подтверждают эту гипотезу.
Когнитивная модификация поведения, помимо техник поведенческой терапии, включает два
основных метода: прививку против стресса и техники когнитивного реструктурирования.
Прививка против стресса
Техника прививки против стресса соответствует биологической модели иммунизации. Она
создает устойчивость к стрессу с помощью программы обучения клиента совладанию со стрессовыми
ситуациями возрастающей сложности. При этом учитываются рекомендации по преодолению стресса,
сделанные на основании научных исследований. Процедура обучения является многогранной с целью
обеспечения гибкости реагирования в связи с многообразием средств совладания, стрессовых ситуаций,
индивидуальных различий и культурных факторов. Учебная программа прививки против стресса
включает три этапа (см. Meichenbaum, 1985).
Этап обучения. На этапе обучения клиенту дают концептуальную схему для понимания природы
Hosted by uCoz