Navigation bar
  Print document Start Previous page
 195 of 400 
Next page End  

своих реакций на стресс. Она формулируется в обычных, понятных клиенту терминах и естественным
путем подводит его к практике специфических когнитивных и поведенческих техник. Таким образом,
«научная ценность конкретной концептуальной схемы менее значима, чем ее очевидная валидность или
доступность для понимания клиентом» (Meichenbaum, 1977, р. 151). Цель концептуальной схемы —
помочь клиенту взглянуть на проблему рационально, принять ее и приступить к ее разрешению в
сотрудничестве с психотерапевтом.
В исследованиях, посвященных множественным фобиям, после оценочного интервью тревога
клиента представляется состоящей из двух основных элементов: 1) физиологического перевозбуждения
(учащение сердечного ритма, дыхания, потливость ладоней, другие симптомы, о которых сообщает
клиент) и 2) набора мыслей, вызывающих тревогу и связанных с избеганием, о которых сообщает клиент
(раздражение, ощущение беспомощности, панические мысли, желание спасаться бегством, смущение и
т. п.). Далее клиенту разъясняют, что эти высказывания о себе, сделанные в состоянии возбуждения,
ведут к эмоциональному избеганию тревоги и что лечение будет направлено: 1) на помощь клиенту в
установлении контроля над физиологическим возбуждением и 2) на изменение высказываний клиента о
себе, сделанных под влиянием стресса. Клиенту также разъясняют, что фобические или стрессовые
реакции включают четыре стадии: 1) подготовка к стрессору, 2) встреча со стрессором, 3) вероятное
поражение стрессором, 4) подкрепление себя в связи с успешным совладанием (ср. Meichenbaum, 1986).
Этап репетиции. На этапе репетиции клиента обучают техникам совладания со стрессом, как
прямым действиям, так и когнитивному совладанию, для использования на всех четырех стадиях
фобической реакции. Прямые действия включают получение информации о фобических объектах,
организацию путей отступления, освоение упражнений на физическую релаксацию. Когнитивное
совладание
заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать негативные, саморазрушающие
высказывания и использовать их в качестве сигналов для противоположных, мобилизующих
высказываний. Вот примеры для каждой из стадий фобической реакции.
1. «Ты можешь разработать план действий».
2. «Расслабься, все в порядке. Сделай медленный глубокий вдох».
3. «Когда придет страх, сделай паузу».
4. «Сработало; тебе это удалось».
Прикладное обучение. Когда клиент в достаточной степени освоит техники совладания со
стрессом, он подвергается воздействию лабораторных стрессоров возрастающей интенсивности,
угрожающих «Я» клиента или причиняющих боль, включая неожиданные удары током. Психотерапевт
показывает пример использования навыков совладания.
Обучение построено так многосторонне, поскольку включает разнообразные терапевтические
техники, в том числе дидактическое обучение, обсуждение, моделирование, репетиции самоинструкций
и поведения, подкрепление. Требуются исследования, чтобы определить, какие условия являются
необходимыми и достаточным для достижения изменения. Вся процедура в целом более действенна по
сравнению с одной только систематической десенсибилизацией, более эффективна, чем использование
техник первого и второго этапов без третьего, а также результативна (по сравнению с отсутствием
лечения, что доказано на примере контрольных групп). Репетиция самоинструкций, таким образом,
является необходимым, но недостаточным условием устранения страхов; требуется также практическое,
или прикладное, обучение. Как вся процедура в целом, так и лечение, затрагивающее только первые два
этапа, более эффективны в плане генерализации результатов, чем десенсибилизация. Прививка против
стресса позволяет перевести когнитивное «Я» клиента из состояния «выученной беспомощности» к
состоянию «выученной компетентности».
«Вполне обычным явлением для клиентов, получивших прививку против стресса, являются
спонтанные сообщения об успешном использовании своих новых навыков совладания в других
стрессовых ситуациях, включая выпускные экзамены и визиты к стоматологу... Изменение установки,
по-видимому, побуждало клиентов к противоборству с реальными жизненными проблемами»
(Meichenbaum, 1977, р. 159).
Прививки против стресса успешно применялись для повышения личной компетентности в
управлении раздражением и регуляции гнева у людей, имеющих соответствующие проблемы, а также в
экспериментах с переносимостью боли. Имеются сообщения об успешном применении этого подхода в
Hosted by uCoz