Navigation bar
  Print document Start Previous page
 201 of 400 
Next page End  

стал преподавать в Форт-Хейском колледже в Канзасе и продолжал работать доцентом, пока в 1943 г.
не поступил на двухгодичную службу во флот. Он был доцентом в Университете Мериленда в 1945-
1946 гг. В 1946 г. он стал профессором психологии в Государственном университете Огайо и был
директором психологической клиники в 1946-1951 гг. и в 1963 г., продолжая оставаться профессором
психологии до 1965 г. Затем Келли стал профессором психологии в Университете Брандейс, где и
работал до самой смерти в 1967 г.
Келли был представителем по клинической психологии в Американском совете
профессиональной психологии. Он также был президентом отделения клинической психологии и
отделения консультативной психологии в Американской психологической ассоциации. В 1969 г. были
опубликованы избранные труды Келли под названием «Клиническая психология и личность» (Clinical
Psychology and Personality, Maher, 1969). Одна из работ из этого сборника, «Автобиография теории» (The
Autobiography of a Theory), представляет собой историю развития теории личных конструктов, начиная
с отречения Келли от детерминизма психологии стимулов—реакций, через фрейдистский период к
ориентированному на настоящее и будущее представлению о конструктивном альтернативизме. Статья,
посвященная памяти Келли, вышла в выпуске History of Psychology за 1990 г. (Niemeyer, 1990).
Становление и развитие
«Психология личных конструктов» (Kelly, 1955), по словам Келли, сначала была справочником по
клиническим процедурам, которые собирались на протяжении 20 лет до выхода в свет этого
двухтомника. Подход типа «как сделать» не удовлетворял Келли, и он занялся исследованиями, чтобы
ответить на вопрос «почему». Вскоре Келли обнаружил, что его результаты не согласуются с
представлениями традиционной психологии. Многие неявные допущения принимались за истину,
поэтому предстояло создать новый подход, стройную систему, что требовало развития точных
положений и прояснения мнений, которые до сих пор безусловно воспринимались клиницистами как
аксиома. Таким образом, сначала требовалось создать теорию личности, после чего переходить к ее
применению в психологической практике.
Созданная Келли система заметно отличается от привычных психологических систем.
Популярный в то время термин научение не только не занимает в ней центрального места, но
практически не фигурирует. Отсутствуют такие концепции, как Эго, эмоция, мотивация, подкрепление,
влечение, потребность, бессознательное. Вместо этого вводятся новые концепции, в частности: фокус
пригодности (foci of convenience),
упреждение (preemption),
предположительность (propositionality),
терапия фиксированных ролей (fixed-role therapy),
творческий цикл (creativity cycle),
переходный
диагноз (transitive diagnosis), доверительный подход (credulous approach). Другие общеупотребительные
концепции, такие как тревога, вина, враждебность несут в себе новый смысл. В результате рождается
неортодоксальная теория личности и терапии.
Философия и концепции
Философия конструктивного альтернативизма
Точки отсчета. В основе созданной Келли теории личности лежат две идеи. Во-первых, людей
проще понять, если рассматривать их через призму столетий; во-вторых, «каждый человек по-своему
представляет себе поток событий, быстро проносящийся мимо него» (Kelly, 1955, vol. 1, p. 3). С учетом
этих соображений появляется возможность открыть способы, при помощи которых люди могут
перестроить свою жизнь. Перспективный взгляд, таким образом, сосредоточивается на развитии
человечества и на ученых,
пытающихся предсказывать и контролировать ход событий, в которые они
вовлечены. В связи с этим человеческая мотивация видится в новом свете, а не с точки зрения
аппетитов, потребностей и импульсов.
Человечество существует в реальной Вселенной, которая постепенно поддается пониманию.
Hosted by uCoz