Navigation bar
  Print document Start Previous page
 216 of 400 
Next page End  

построении мостов, а также в благополучном их преодолении... Если психолог собирается помочь
клиенту, он должен подняться со своего кресла и выйти в путь вместе с клиентом» (там же, р. 775).
Перечисленные выше диагностические конструкты, или параметры, отражают направления
движения с точки зрения психотерапевта, они же служат основой для формулировки переходного
диагноза. Психология личных конструктов противодействует тенденции применять упреждающие
конструкты к человеческому поведению, тенденции, при которой «диагноз зачастую является лишь
попыткой втиснуть живого борющегося человека в нозологическую категорию» (там же, р. 775). Вопрос
при постановке переходного диагноза заключается не в том, «к какой категории следует отнести данного
клиента?», а «Что должно получиться из этого клиента?». Необходим временный упреждающий
конструкт для принятия решения о сегодняшнем состоянии клиента, в том числе о целесообразности
проведения лечения.
При постановке переходного диагноза следует учитывать шесть практических вопросов. В
конспективной форме можно представить их следующим образом.
I. Нормативная формулировка проблемы клиента.
1) Описание выраженных отклоняющихся поведенческих стереотипов (симптомов).
2) Описание коррелятов этих выраженных отклоняющихся поведенческих стереотипов.
3)
Описание приобретений и утрат клиента в связи с симптомами (описание валидизирующего
опыта).
II. Психологическое описание личных конструктов клиента.
1) Представления клиента о проблемной сфере.
2) Представления клиента о жизненных ролях.
III. Психологическая оценка системы личных конструктов клиента.
1) Локализация сфер тревоги, агрессивности (или спонтанного развития) и суженного
восприятия.
2) Выборка типов конструктов, которые использует клиент в различных сферах.
3) Выборка типов подхода.
4) Определение восприимчивости клиента и его уровней коммуникации.
IV. Анализ среды, к которой предстоит приспособиться.
1) Анализ системы ожиданий, в рамках которой клиенту приходится функционировать в
жизненной роли.
2) Оценка социально-экономических особенностей случая.
3) Подготовка информации, которая будет использована в качестве контекстуального материала
для помощи клиенту в переосмыслении жизни.
V. Определение конкретных пошаговых процедур.
1) Физиологическая интерпретация имеющихся сведений.
2) Другие профессиональные интерпретации имеющихся сведений.
3) Оценка неотложности случая.
VI. Планирование исследований и лечения.
1) Выбор центрального психотерапевтического подхода.
2) Назначение клинициста, ответственного за ведение данного случая.
3) Выбор дополнительных ресурсов, которые целесообразно использовать.
4) Назначение консультантов в помощь ответственному клиницисту.
5) Оценка текущего статуса клиента.
6) Установление дат или условий для оценки прогресса консультантами.
Вопросы, перечисленные вначале, имеют преимущественно описательный характер;
содержащиеся в средней части списка требуют опыта проведения научных исследований; те же, что
перечислены в конце, предполагают наличие психотерапевтической подготовки. «Эффективный
диагноз — это разумный, обоснованный прогноз, касающийся самочувствия и поведения клиента в
различных обстоятельствах, с последующим созданием таких обстоятельств, в которых клиент будет
вести себя так, как должен, по нашему мнению, себя вести в данных условиях» (там же, р. 829).
Психологическое тестирование в диагностике и психотерапии
Hosted by uCoz