Navigation bar
  Print document Start Previous page
 219 of 400 
Next page End  

тоже так считает, поэтому остается лишь «стиснуть зубы и терпеть».
Поскольку этот прием замедляет терапевтическое движение, к нему целесообразно прибегать в
том случае, когда такое замедление желательно. Например, можно использовать подбадривание как
временную меру профилактики распада конструктов. Кроме того, с помощью этого приема можно
поощрить ослабление концептуализации при минимальном риске распада конструктов. Подбадривание
помогает справиться с тревогой. Его можно использовать для временного сохранения цепи важных
ассоциаций. Однако пользоваться им следует строго дозированно и в минимальных количествах.
Поддержка. Поддержка обеспечивается через принятие без выражения согласия или через
понимание сообщений клиента без признания вслух его правоты до тех пор, пока клиент не
воспользуется шансом провести эксперимент. Эта реакция позволяет клиенту широко и успешно
экспериментировать. Поддержка — это признание и принятие свойственных клиенту стереотипов
зависимого поведения; следовательно, она таит в себе угрозу для клиента и вызывает у него чувство
вины.
Психотерапевт демонстрирует поддержку, вовремя приходя на назначенные встречи, сохраняя в
памяти сказанное клиентом, воспринимая события и явления так, как это делает клиент. Это последнее
относится к важнейшим функциям психотерапевта, иногда этого бывает достаточно для успеха терапии.
Поддержка включает в себя приспособление к изменениям мышления клиента, помощь клиенту в
словесном выражении нового логического обоснования для своего поведения, а также оказание услуг
клиенту за рамками ситуации интервью.
Поддержка используется в некоторых случаях тревожных расстройств как подход, назначение
которого — помочь клиенту понять собственное стремление к зависимости или временно
стабилизировать ситуацию. Поддержка, подобно подбадриванию, должна строго дозироваться и быть
приуроченной к ситуациям, в которых клиент не может быстро переработать обширную информацию.
Перенос. Перенос представляет собой конструкт. В широком смысле перенос это изъятие
конструкта из репертуара индивида и перемещение, или применение его к конкретной ситуации.
Встречаясь с психотерапевтом, клиент берет конструкт из своего репертуара и применяет его к своим
взаимоотношениям с психотерапевтом. В психотерапии перенос связан с ролевыми конструктами и
отражает способ, с помощью которого человек пытается освоить конструкты других. Для клиента
перенос отражает усилия понять психотерапевта, перенося на него ролевые конструкты. Психотерапевт
неуклонно отмежевывается от этих конструктов, в том числе полезных. Клиент склонен облекать
психотерапевта в форму хорошо разработанного предвзятого стереотипа, например отца или отцовской
фигуры, который стал фиксированным.
Перенос зависимости. Перенос иногда включает конструкты зависимости, в том числе незрелой
зависимости, которые не всегда вербализуются. Клиент реагирует на психотерапевта, как если бы от
него зависела жизнь клиента. Психотерапевты иногда поощряют перенос-зависимость, утверждая, что
лучше знают, как клиенту себя вести.
Перенос контрзависимости. Если же психотерапевту не удается составить о клиенте адекватное
представление с помощью профессиональных конструктов, психотерапевт рискует перенести свою
зависимость на клиента. Профилактика переноса контрзависимости требует хорошо организованного и
осмысленного набора диагностических конструктов, приобретенных в процессе профессиональной
подготовки и использования собственных личных конструктов клиентов в рамках структурированной
системы. Психотерапевт, чрезмерно озабоченный отношением клиента к себе и другим людям, вплоть
до проявлений ревности, должен учитывать возможность переноса контрзависимости.
Первичный и вторичный перенос. Применение различных последовательностей конструктов,
первоначальными авторами которых были разные люди в прошлом, является вторичным переносом.
Психотерапевт может воспользоваться этим переносом для изменения представлений клиента о других
людях, играя разные роли. Когда клиент воспринимает психотерапевта упреждающе, как уникального
человека, и лично идентифицируется с ним, возникает первичный перенос. Такого рода отношения
накладывают ограничения на эксперименты, которые клиент может проводить с психотерапевтом.
Клиент фокусируется на психотерапевте как на уникальной фигуре, утрачивая способность
генерализовать навыки, полученные в терапевтической ситуации, на повседневную жизнь.
Контроль переноса. Перенос допустим лишь в той мере, в какой он является полезным и
Hosted by uCoz