Navigation bar
  Print document Start Previous page
 226 of 400 
Next page End  

день, пытается действовать, думать, говорить и во всем быть похожим на описанного персонажа.
Как правило, клиенты поначалу относятся к этой идее скептически и значительную часть
отведенного им времени сообщают о своих неудачах; но если бы процесс не был столь сложным, он
был бы менее эффективен. Клиенту оказывается помощь в проигрывании роли в рабочих ситуациях,
социальных взаимоотношениях, семейных ситуациях, а также в ситуациях, связанных с ориентацией и
планированием жизни. Репетиции происходят в форме проигрывания ролей. Психотерапевт обращается
с клиентом так, словно он является персонажем сценария. В процессе регулярно проводимых интервью
клиент постепенно начинается действовать и чувствовать себя как человек, роль которого он играет. В
заключительном интервью роль отменяется. Клиент ведет себя более активно, в то время как
психотерапевт больше слушает. Психотерапевт не пытается настаивать на том, чтобы клиент
попробовал новую роль. Если клиенту такая работа показалась полезной, он продолжит ее.
Психотерапевт принимает решение о продолжении терапии с помощью других методов или же по
просьбе клиента продолжает репетиции в течение оговоренного периода времени.
Реалистичность опыта обеспечивается созданием роли со множеством практических
применений и проведением интервью в русле повседневных жизненных ситуаций. Хотя эти процедуры
обычно не помогают шизоидным личностям, они способствуют налаживанию их контакта с
реальностью. Таким образом, риск отрыва от реальности не столь уж велик. Гораздо опаснее то, что,
подталкивая клиента к действиям, психотерапевт заставляет его функционировать в рамках
существующей конструктной системы и вынуждает приблизиться к противоположному полюсу
дихотомических конструктов.
Отношение клиента к выполнению задания как к игре поначалу можно только приветствовать.
Это означает, что он не испытывает угрозы. Вместе с тем сохранение такой установки в конце терапии
свидетельствует о чересчур легком принятии роли и неадекватности сценария для работы с
важнейшими проблемами клиента. Хорошим признаком является развитие спонтанного поведения,
когда клиент забывает о том, что играет роль, при условии, что впоследствии клиент не будет
испытывать смущения, оглядываясь назад. Изменение реакций на клиента со стороны других людей
свидетельствует о прогрессе в терапии фиксированных ролей, который ускоряется при устранении
угрозы. Надежным признаком прогресса служит заявление клиента типа: «Я чувствую себя так, словно
это я и есть». Это явление обычно сопровождается заметными изменениями в формулировке клиентом
своих проблем.
Хотя трудности в освоении роли и критическое к ней отношение вовсе не являются
неблагоприятными признаками, неспособность клиента принять этот метод или воспринять роль и ее
смысл в сопоставлении со старыми конструктами говорит о неприменимости этого метода для
реадаптации в данном случае. Показаниями к проведению терапии фиксированных ролей являются
ограниченное время вмешательства, желание избежать сильного переноса зависимости, неизбежность
взаимоотношений между клиентом и психотерапевтом за рамками терапии, неопытность клинициста,
наличие выраженных социальных и ситуационных компонентов в данном конкретном случае,
потребность в завершении терапии другого типа, потребность установить контакт с повседневной
реальностью, неуверенность в готовности клиента к изменению, настороженное отношение к терапии
со стороны клиента. Предлагаемый метод сравнительно безопасен, хотя и направлен на замещение
существующей системы конструктов новой, специально созданной, вместо переработки отдельных
частей старой системы, поскольку новая система разыгрывается в виде роли с искусственной
идентичностью на фоне старой структуры и поначалу нельзя судить, заменит ли новая структура старую.
Пример из практики
Этот пример взят из главы «Джордж Келли как психотерапевт», которая содержит фрагменты
работы Келли с 28-летним студентом университета по имени Кэл (Neimeyer, 1980). Предъявляемые
Кэлом жалобы фокусировались на выборе карьеры и проблемах в учебе. Приведенный ниже фрагмент
соответствует двадцать первой сессии их совместной работы. Мы выбрали сессию из середины курса
терапии, поскольку здесь прекрасно проиллюстрировано воплощение теории Келли на практике.
Hosted by uCoz