Navigation bar
  Print document Start Previous page
 233 of 400 
Next page End  

идет речь в данной книге, этот подход наиболее трудно обобщить. Знакомство с многочисленными
деталями одновременно вызывает восхищение и разочарование. Несмотря на относительную простоту
базового постулата и его следствий, комментарии к ним довольно обширны. Здесь можно насчитать
почти столько же концепций, как в психоанализе. Многие известные концепции или термины
используются не так, как принято в психологии или психоанализе. Речь идет о тревоге, вине, угрозе,
враждебности, агрессивности и страхе. Введено множество новых терминов, таких как упреждающие
конструкты, констелляционные конструкты, предположительные конструкты, погружение,
зависание и проницаемость.
Трудно держать все это в памяти, когда читаешь о развитии и
применении теории в терапии. Читателю нужно обладать системой конструктов, всеобъемлющих,
предположительных и проницаемых, чтобы усвоить предлагаемый материал.
Привлекательной особенностью подхода является детальная разработка новых концепций.
Однако мало кто проявил интерес к этому подходу с момента опубликования работ Келли. Чтобы
овладеть им в совершенстве, уметь применять на практике, требуется интенсивная подготовка и опыт.
Вместе с тем, как отмечает Келли, опубликованных материалов недостаточно для практического
применения подхода. Хотя уделяется значительное внимание обсуждению метода и техник, отсутствие
протоколов реальных сессий затрудняет освоение.
Тем не менее для психотерапевта, перед которым не стоит задача освоения этого подхода,
удивительным представляется обилие деталей с точными указаниями, когда и что надо делать.
Например, выделяется десять разновидностей плача. Даются подробные рекомендации, на что обращать
внимание в классной комнате при оценке школьной обстановки. Читателю будут небезынтересны и
другие дискуссии, помимо частного теоретического подхода. Это свежий, новый взгляд на вещи, в
отличие от привычной клинической терминологии или жаргона. Данный подход не имеет
специфической диагностической или внешней ориентации.
Отсутствие диагностической ориентации приводит к рассмотрению феноменологической
природы данного подхода. Одна из базовых концепций состоит в том, что «каждый человек по-своему
представляет себе поток событий, быстро проносящийся мимо него» (Kelly, 1955, vol. 1, p. 3). Келли
ощущает, однако, что феноменологический подход скрывает свойственные индивиду личные
конструкты, в то время как их следует выставить на всеобщее обозрение. Во всяком случае,
психотерапевт должен уметь воспринять личные конструкты клиента, и это, по мнению Келли, выходит
за рамки феноменологии. Трудно не заметить представления о невозможности избежать
феноменологического подхода, поскольку конструкты психотерапевта, пусть внешние, общественные
или объективные, с точки зрения клиента, тем не менее феноменологичны с позиции психотерапевта.
Это, пожалуй, единственное проявление непоследовательности Келли в применении перечисленных
выше базовых концепций.
Эта же проблема возникает позднее, когда он утверждает: «Мы пытаемся использовать
феноменологический подход к личностным конструктам, которые имеют широкий диапазон смыслов
для конкретных людей; таким образом, мы пытаемся свести воедино сведения высокого уровня с тем,
что нам известно о других людях» (там же, р. 455). Как, не прибегая к феноменологическому подходу,
получить сведения о других людях? В большинстве случаев, однако, Келли проявляет себя
последовательным феноменологом, хотя и не считает свою систему неофеноменологической. Его
базовая концепция о ролевых взаимоотношениях состоит в том, что психотерапевт, например,
присваивает конструктную систему клиента через принятие (определяемое как желание видеть мир
глазами клиента), поэтому может толковать события так, как это делает клиент, что позволяет ему
(психотерапевту) прогнозировать или антиципировать поступки клиента. Именно этот подход был
использован Комбсом и Сниггом (Combs & Snygg, 1959) в созданной ими феноменологической системе.
Имеет смысл представить себе подход Келли в качестве альтернативы клиент-центрированной
терапии, поскольку оба этих подхода имеют общую феноменологическую основу. Сама по себе
феноменология не обязательно ведет к клиент-центрированному подходу в психотерапии. Восприятие
или связанные с ним личные конструкты могут быть изменены различными способами. Если в клиент-
центрированном подходе психотерапевт работает с целью фасилитации изменений, то в терапии на
основе психологии личных конструктов задача психотерапевта совсем иная. В последнем подходе
психотерапевт предстает чрезвычайно активным, напористым, подталкивает и стимулирует клиента.
Hosted by uCoz