Navigation bar
  Print document Start Previous page
 238 of 400 
Next page End  

«Трансактная теория личности является одновременно теорией жизни». Каждый человек
появляется на свет, «обладая способностью развивать свои потенциальные возможности во благо себя и
общества, продуктивно, творчески работать и радоваться жизни, быть свободным от психологических
проблем» (Berne, 1966, р. 259). Однако начиная с самых первых дней жизни, ребенок может столкнуться
с трудностями. Эти трудности и последующие препятствия могут помешать наиболее полной
реализации потенциальных возможностей индивида.
Личностное развитие
Человеческий организм отличается потребностью в различных формах контакта с окружающими
людьми и получением реакции от них в процессе взаимодействия. Эта потребность получила название
стимульного голода.
Первая форма проявления этой потребности у маленького ребенка является
тактильный голод,
то есть потребность в физической близости. Отсутствие адекватного физического
контакта повышает восприимчивость к заболеваниям и даже приводит к смерти; такое состояние, как
госпитализм,
было впервые выявлено Рене Шпицем (Rene Spitz, 1945) у детей, проживавших в
приютах.
Потребность в тесном физическом контакте сохраняется на протяжении всей жизни, поэтому
индивид постоянно стремится к физической близости с другими людьми. Вместе с тем довольно рано
люди усваивают простую истину: нельзя получить все, что пожелаешь, поэтому начинается поиск
компромиссов, принятие других форм контакта. Тактильный голод преобразуется в голод признания
(recognition hunger), то есть простое подтверждение своего существования другими людьми, «словесное
прикосновение». Факты такого узнавания получили название поглаживаний по аналогии с
физическими поглаживаниями детей как проявлением ласки. Поглаживание представляет собой
основную единицу социального взаимодействия; обмен поглаживаниями составляет трансакцию.
Третьей формой стимульного голода является структурный голод,
или потребность
организовывать и заполнять время, чтобы избежать скуки. «Вопрос заключается в том, что дальше?
Говоря бытовым языком, что могут делать люди после обмена приветствиями?» (Berne, 1964, р. 16).
Или, выражаясь языком одной из книг Берна «Что вы говорите после того, как поздоровались?» (Berne,
1972), «Извечной проблемой человека является структурирование часов бодрствования. В
экзистенциальном смысле функция всей социальной жизни — заручиться взаимной поддержкой в
реализации этого проекта» (Berne, 1964, р. 16). (Способы, которыми люди заполняют время, будут
обсуждаться ниже в разделе, посвященном социальному взаимодействию.) Голод возбуждения — это
желание или предпочтение структурировать время интересными и волнующими способами.
Разновидностью структурного голода является голод лидерства.
Лидеры организуют деятельность и
программы, благодаря которым люди могут заполнить и структурировать свое время.
Структура личности
Структура личности состоит из трех частей. Три состояния «Я» представляет Родитель, Взрослый
и Ребенок. (Заглавные буквы используются для обозначения Я-состояния в отличие от реальных людей.)
«Термин "Я-состояние" предназначен для обозначения состояний ума и соответствующих им
стереотипов поведения, как они происходят в природе» (Berne, 1961, р. 30). Каждый индивид включает
в себя все три Я-состояния, что проявляется в разных, часто противоречивых, наборах поведенческих
стереотипов. Эти наборы поведенческих стереотипов обозначаются как Родитель, Взрослый и Ребенок.
Я-состояние Родителя. Я-состояние Родителя ведет свое начало от экстеропсихе,
предполагающей деятельность по идентификации. Все взрослые люди имели реальных родителей (или
тех, кто их заменял), которые влияли на их поведение через экстеропсихическое функционирование.
Такие виды поведения обозначают как «Родительское поведение», указывая, что индивиды пребывают в
состоянии ума, которое было присуще одному из родителей в прошлом, реагируя на внешние
раздражители сходным образом, например той же позой, жестом, высказываниями, чувствами и т. д.
Выражаясь языком трансактного анализа, «каждый носит в себе своих родителей».
Hosted by uCoz