Navigation bar
  Print document Start Previous page
 260 of 400 
Next page End  

имеется связь между Я-состояниями Родителя, Взрослого, Ребенка с фрейдовскими Суперэго, Эго и Ид,
однако это не то же самое. Хотя Фрейд признает влияние ранних переживаний в младенчестве и
детстве на последующую жизнь, он не детализирует механизмы влияния. Это делает Берн. Его
концепция жизненного сценария идет дальше психоанализа. Кроме того, дополнением к психоанализу
служит внимание Берна к межличностному поведению, а не озабоченность только внутриличностными
факторами.
2. Использование нового словаря и терминологии для обозначения старых понятий имеет как
преимущества, так и недостатки. Сочинения Берна гораздо более легки для восприятия, чем работы
Фрейда и других психоаналитиков, и гораздо более интересны, если судить по их популярности.
Использование мифов, метафор и аналогий часто позволяет проникнуть в суть вещей. Анализ
социального поведения в терминах ритуалов, времяпрепровождений, игр способствует пониманию
происходящего при социальном взаимодействии. Не менее полезным оказывается сравнение
жизненного плана со сценарием. Драматичный и театральный язык часто проливает свет на виды
поведения, о которых идет речь.
Вместе с тем аналогии и метафоры иногда могут быть поняты буквально, а ярлыки и категории
поведения имеют свойство подменять истинное понимание специфических и уникальных аспектов
индивидуального поведения и формирования стереотипов. В большинстве случаев современная
практика трансактного анализа заключается в использовании терминологии в качестве жаргона. Трудно
возразить против выражения сложных значимых идей простыми словами, однако когда эти слова
созданы недавно да еще подхвачены массами, они могут подменить собой идеи и концепции.
Индивиды с их поведением укладываются в специально подготовленное прокрустово ложе. Берну
повезло с терминологией отчасти потому, что его метафоры и аналогии были хороши; он отмечает,
насколько выражены параллели между «реальными» и социальными играми. Вместе с тем всегда
имеются различия между картой, какой бы хорошей она ни была, и той территорией, которую она
отображает.
Берн был убежден в том, что внес в развитие психотерапии собственный вклад. Он придавал
особое значение концепции жизненного сценария человека и сценарной матрицы, которая схематично
изображает происхождение сценария из его невзгод.
«Даже если происхождение... сценарных директив в каждом отдельном случае различно,
сценарная матрица тем не менее остается одной из наиболее полезных диаграмм в истории науки,
вмещая в себя весь план человеческой жизни и неизбежную судьбу в простом, понятном и доступном
рисунке, который легко проверить и который к тому же содержит указания на то, как изменить жизнь»
(Berne, 1966, р. 302).
И далее: «Сценарный анализ — вот решение проблемы человеческой судьбы, он говорит нам
(наконец-то!), что наши судьбы по большей части предопределены, а свободная воля большинства
людей — не более чем иллюзия» (Berne, 1972, р. 295). (Он отмечает, однако, что сценарий более гибок
по сравнению с генетическим аппаратом, подвержен влиянию внешних факторов и жизненных
переживаний, и может быть изменен с помощью психотерапии.) Вместе с тем Берн указывает, что
«психиатрическому анализу сценария всего несколько лет, поэтому в настоящее время нет ни одного
случая клинического наблюдения за полным жизненным сценарием» (Berne, 1972, р. 296).
3. Берн зарекомендовал себя как эффективный психотерапевт, однако невозможно доказать, что
это связано с разработанной им теорией. Он опирался на свою теорию как на основу для краткосрочной
диагностической оценки и, используя свои теоретические концепции, мог предсказать будущие
поступки пациентов. «Какое-либо явно тривиальное событие, — писал он, — длящееся всего лишь
несколько секунд, может рассказать восприимчивому психотерапевту всю историю жизни пациента»
(1972, р. 301). Наверное, так оно и есть. Берн сам был восприимчивым психотерапевтом с хорошо
развитой интуицией. Тем не менее слишком часто предсказания сбывались или «подтверждались»
пациентами, поскольку они не могли не сбыться в силу восприятия и интерпретации психотерапевтами
увиденного и услышанного, а также в силу внушения.
Трансактный анализ учит пациентов называть, анализировать и интерпретировать свое
поведение и поведение других людей с помощью терминологии и концепций системы. Поэтому
неудивительно, что пациенты оправдывают ожидания психотерапевта. Спорным остается вопрос о том,
Hosted by uCoz