Navigation bar
  Print document Start Previous page
 267 of 400 
Next page End  

потребности, которая становится фигурой. Мы живем в диалектическом процессе контактирования и
избегания объектов и людей в окружении в зависимости от того, как они различаются на позитивные
или негативные. Деятельность подпитывается энергией в процессе базового возбуждения, присущего
живому организму, которое трансформируется в конкретные эмоции соответственно ситуации.
Эго. «Эго это не инстинкт, само оно также лишено инстинктов; это функция организма» (Perls,
1947, р. 36). Это не субстанция с конечными или даже меняющимися границами. Напротив, границы,
места контакта, собственно и составляют Эго. «Лишь там, где самость встречается с "чужеродными"
проявлениями, Эго начинает функционировать, возникает и определяет границу между личным и
безличным "полем"» (Perls, 1947, р. 143). Таким образом, это система реакций или контактов организма с
окружением, включающая идентификацию или отчуждение. Осознание себя и не-себя и составляет Эго.
Эго выполняет интегративную или административную функцию, координируя действия
организма по удовлетворению потребностей: «оно вызывает, если можно так выразиться, те функции
организма, которые необходимы для удовлетворения наиболее насущной потребности» (Perls, 1947, р.
146). Эго идентифицирует себя с организмом и его потребностями, отчуждая себя от неприемлемых
потребностей или требований. Таким образом, Эго структурирует окружение (поле) в терминах
потребности организма. Если организм голоден, фигурой в гештальте становится пища, если же добыть
пищу можно лишь путем кражи, а данный человек скорее умрет, чем станет красть, Эго отчуждает
получение пищи.
Рост и созревание
Рост происходит в процессе ассимиляции из окружения, как физической, так и психической.
Организм испытывает некую потребность, контактирует со своим окружением, удовлетворяет
потребность посредством ассимиляции энергии из окружения. Здоровый организм пребывает в
непрерывном процессе: потребность — нарушение равновесия — агрессивный контакт с окружением —
удовлетворение потребности через ассимиляцию — равновесие. «Жизнь — это практически не что
иное, как бесконечное число незавершенных ситуаций — неполных гештальтов. Не успевает
завершиться одна ситуация, как тут же возникает другая» (Perls, 1969a, р. 15). Здоровый индивид
успешно завершает каждую ситуацию, каждый незавершенный гештальт, и растет в процессе этого.
Психологический рост происходит при участии сознания. Ощущение, возбуждение,
формирование гештальта и контакт сопровождаются или характеризуются у нормального индивида
осознаванием.
«Контакт как таковой возможен без осознавания, однако для осознавания контакт незаменим...
Ощущение определяет природу осознавания, дистантное (например, слуховое), близкое (например,
тактильное) или подкожное (проприоцептивное)... Возбуждение... включает физиологическое
возбуждение, а также недифференцированные эмоции... Осознавание всегда сопровождается
формированием гештальта... Формирование полных и всесторонних гештальтов является предпосылкой
психического здоровья и роста» (Perls et al., 1951, pp. VIII-IX).
Нормальный организм функционирует как единое целое. Его поведение находится в полном
согласии с собственными потребностями, а не с внешними требованиями или «долженствованиями».
При этом вовлекается весь организм, все его части без исключения. Эго — самосознание — включает
все потребности и функции организма.
Фрустрация не столько предотвращает рост, сколько его ускоряет. Фрустрация бросает индивиду
вызов, позволяет выявить свой потенциал, научиться совладать с миром. «Без фрустраций нет
потребностей, нет смысла мобилизовать резервы, обнаружить, что сами вы способны что-либо сделать;
для предотвращения фрустрации, которая сама по себе достаточно болезненна, ребенок учится
манипулировать окружением» (Perls, 1969a, р. 32).
В процессе роста ребенок созревает. Созревание — это переход от поддержки со стороны
окружения к самоподдержке, самостоятельности. Ребенок обретает независимость, перестает столь
сильно зависеть от других. Ребенок, не научившийся преодолевать фрустрацию, скорее всего в
результате гиперопеки со стороны родителей, не растет. Сохраняя зависимость от других, ребенок
манипулирует окружением для получения поддержки, представляясь беспомощным, глупым или
Hosted by uCoz