Navigation bar
  Print document Start Previous page
 292 of 400 
Next page End  

1946 г., еще в 1956 г., когда Роджерсу была вручена одна из первых трех наград за заслуги перед наукой.
В 1972 г. он получил первую награду за выдающийся профессиональный вклад. (Биография Роджерса
была опубликована Киршенбаумом (1979).) Киршенбаум и Хендерсон были редакторами собрания
сочинений Роджерса (1989а) и диалогов Роджерса с Полем Тиллихом, Б. Ф. Скиннером, Грегори
Бейтсоном, Майклом Полани, Ролло Мэем и другими (1989b). Недавно вышедший том из серии
«Ключевые фигуры в консультировании и психотерапии» (Key Figures in Counselling and Psychotherapy)
был посвящен Роджерсу, его вкладу и влиянию (Thorne, 1992).
Становление и развитие
В период работы в Рочестере Роджерс ощутил неудовлетворенность общепринятыми подходами
в психотерапии и занялся развитием собственного подхода. Традиционные, ориентированные на
диагностику, проверку и интерпретацию методы себя не оправдывали. Собственный практический
опыт в психотерапии нуждался в упорядочении. Взгляды Отто Ранка, привнесенные в работу
рочестерской группы обучавшимися у него клиницистами, оказали сильное влияние на развитие
психотерапевтических методов Роджерса.
Формирующиеся принципы терапии подвергались критическому осмыслению выпускниками
факультета клинической психологии университета штата Огайо, при этом обнаружилось, что идеи
Роджерса, неожиданно для него самого, не стали квинтэссенцией традиционных принципов, а
положили начало новой оригинальной теории. Работа «Counseling and Psychotherapy» (Rogers, 1942)
стала попыткой представить новый подход.
Опыт преподавательской и исследовательской деятельности в университетах Огайо и Чикаго, а
также непрерывная психотерапевтическая практика увенчались созданием роджерианского подхода,
теоретических представлений о природе терапии и предварительной теории личности. В 1951 г. в книге
«Клиент-центрированная терапия» (Client-centered Therapy,
Rogers, 1951) были изложены основные
концепции с их приложением к игровой терапии (в трактовке Элейн Дорфман), группо-
центрированной психотерапии (в трактовке Николаса Хоббса), группо-центрированному лидерству и
управлению (в трактовке Томаса Гордона), а также студент-центрированному обучению. Туда же вошла
и теория личности и поведения. Позиция Роджерса развивалась и комментировалась во многих
докладах и статьях, некоторые из них собраны под одной обложкой в книге «О становлении человека»
(On Becoming a Person,
Rogers, 1961a). Теория личности, пересмотренная и расширенная, была
представлена в 1959 г. в книге «Психология: изучение науки» (Psychology: A Study of Science,
Rogers,
1959).
В основе теоретических формулировок лежат некоторые базовые убеждения и установки (Rogers,
1959).
1. Исследование и теория направлены на удовлетворение потребности в упорядочении важного
опыта.
2.
Наука — это точное наблюдение и вдумчивое, творческое мышление на основе этого
наблюдения, а не просто лабораторное исследование с использованием инструментов и
вычислительной техники.
3.
Наука начинается с общих наблюдений, грубых измерений и спекулятивных гипотез и
развивается в сторону более точных гипотез и измерений.
4.
Язык независимых-смешанных-зависимых переменных, вполне пригодный для продвинутых
этапов научного исследования, неприменим на начальных и промежуточных этапах.
5.
На ранних этапах исследования и создания теории более целесообразны индуктивные, а не
гипотетически-дедуктивные методы.
6.
Каждая теория предполагает большую или меньшую вероятность ошибки; теория лишь
приближается к истине и требует постоянного изменения и модификации.
7.
Истина едина, поэтому «всякая теория, выведенная из практически любого сегмента опыта,
при соблюдении условий полноты и точности может быть продолжена до бесконечности, чтобы
придать смысл любому другому аспекту опыта» (р. 191). Вместе с тем всякая ошибка в теории,
Hosted by uCoz