Navigation bar
  Print document Start Previous page
 316 of 400 
Next page End  

Хотя Роджерс не ввел такого множества новых концепций или новых определений
традиционных терминов, как это сделал, например, Келли, в его работах встречается целый ряд
абстрактных понятий. Форд и Урбан (Ford & Urban, 1963) обратили внимание на уровень абстрактности
таких концепций, как организмическое переживание, что представляет трудности для понимания
теории. Они также подвергли критике включение субъективных концепций, таких как безусловное
позитивное отношение. Эти авторы отмечают, что операционные определения таких концепций были
разработаны для исследовательских целей, но подобные определения пригодились бы и
психотерапевту.
Это замечание вполне оправдано. Концепции безусловного позитивного отношения,
эмпатического понимания и конгруэнтности были преобразованы в измеряемые переменные, показана
их взаимосвязь с прогрессом клиента в терапии и достигнутыми изменениями. Однако описание этих
концепций слишком общее, практически не уделяется внимания проявлениям этих качеств
психотерапевтом в ходе терапевтического процесса. Недостаточная конкретизация концепций отражает
характерное переключение внимания на установки, при этом техники остаются несколько в стороне.
Роджерс отмечал: «Я полагаю, что качество моей встречи в долгосрочной перспективе гораздо
важнее, чем полученные мной специальные знания, моя профессиональная подготовка, моя
теоретическая ориентация, техники проведения интервью» (Rogers, 1962). Возможно, все это так и есть,
однако качество отношений не может не быть связанным с другими факторами, включая техники.
Начинающий психотерапевт особенно нуждается в определенной помощи в процессе реализации
базовых установок, однако создается впечатление, что техники применяются совершенно произвольно.
Гендлин, например, указывал, что «эти установки могли быть отражены во множестве различных
техник и стилей реакции психотерапевта... Неограниченный диапазон видов поведения
психотерапевта позволяет реализовать и выразить эти установки» (Gendlin, 1962b). Конечно, нельзя эти
слова воспринимать буквально; существуют определенные пределы — некоторые техники
несовместимы с данными установками. Вместе с тем другие сторонники клиент-центрированного
подхода, включая Портера (Porter, 1950) и Паттерсона (Patterson,
1959, 1974, 1985), уделяют техникам
гораздо больше внимания.
Другой важный вопрос, касающийся клиент-центрированного подхода, состоит в том,
действительно ли описанные Роджерсом условия являются необходимыми и достаточными для
психотерапии. Роджерс отмечал, что при наличии этих условий неизбежно происходит терапевтическое
изменение личности. Однако данные условия описываются не как окончательные, а как некая теория,
«серия гипотез, открытых критике и одобрению, расширяющих и уточняющих наши знания в этой
области» (Rogers, 1957).
Эллис (Ellis, 1959) ставил под сомнение эти условия, особенно их необходимость и
достаточность, хотя не исключал, что они могут быть желательными. Он отмечал, что изменение
личности не происходит без психологического контакта с другим индивидом через переживание чтения
или слушания. Можно спросить, конечно, почему, если даже отсутствует прямой личный или же
психологический контакт, определенные переживания не могут никого затронуть. Эллис также
указывал, что конгруэнтные и нетревожные индивиды могут существенно преобразовать свою личность
в процессе жизненных переживаний и чтения. Он отмечал, что ему приходилось встречать клиентов,
получивших помощь от психотерапевтов с эмоциональными нарушениями и неконгруэнтностью.
Вместе с тем Эллис не обсуждает вопрос, были ли эти психотерапевты конгруэнтными в
терапевтических отношениях, на чем настаивает Роджерс.
Говоря о безусловном позитивном отношении, Эллис утверждает, что видел, как минимум,
одного клиента, который достиг заметного улучшения при работе с психотерапевтами, «не
отличавшимися действительно позитивным отношением к своим пациентам, но которые пытались
привести в порядок жизнь и мировоззрение этих пациентов с целью удовлетворить свои собственные
желания» (Ellis, 1959). По мнению Эллиса, наличие эмпатического понимания является наиболее
желательным условием. Он же добавляет, что клиенты, которым было указано на их поведение во вред
себе и продемонстрированы альтернативные виды поведения, рассмотрев свои проблемы в
собственной системе координат, смогли помочь друзьям и родным, давая им конкретные технические
советы без всякого эмпатического понимания. Наконец Эллис заявляет, что на собственном опыте
Hosted by uCoz