Navigation bar
  Print document Start Previous page
 318 of 400 
Next page End  

шкалы Каркхаффа включают инструменты для оценки эмпатического понимания, уважения,
подлинности, конкретности или специфичности, конфронтации, самораскрытия и непосредственности
в отношениях. Первые четыре считаются Каркхаффом переменными реакций, а оставшиеся три —
переменными действий в психотерапии. Труа также разработал шкалу для измерения глубины
самопознания клиента, эту шкалу впоследствии пересмотрел Каркхафф. Все вышеперечисленные шкалы
воспроизводятся и обсуждаются в книге Паттерсона (Patterson, 1985).
Опубликованы два тома, объединяющих работы, посвященные достижениям клиент-
центрированной теории и практики. В 1970 г. Харт и Томлинсон выступили в роли редакторов книги
«Новые направления в клиент-центрированной терапии» (New Directions in Client-centered Therapy). Из
21 автора статей одним был сам Роджерс (5 статей), 10 получили степени в Чикагском университете, а 5
других, включая редакторов, в разное время работали с Роджерсом. Из 30 представленных статей 11 уже
публиковались ранее; остальные вышли в свет на протяжении 1960-х гг. Они были сгруппированы в
разделы, посвященные теории, исследованиям и новым направлениям в практике. В предисловии
Роджерс отметил, что практики клиент-центрированной терапии всегда отличались готовностью к
изменению, открытостью к результатам экспериментов и исследований. Вместе с тем на фоне
происходящих изменений несколько тем сохраняют свою актуальность: 1) опора на стремление человека
к росту и здоровью, то есть самоактуализации; 2) большее внимание к чувствам, чем к
интеллектуальным аспектам переживаний; 3) акцент на текущей ситуации, а не на прошлом; 4) упор на
сами терапевтические отношения как опыт роста; 5) фокусирование на уникальном, субъективном
внутреннем мире человека как ядре человеческой жизни (эта точка зрения сильно противоречит
основной тенденции американской психологии, которая придерживается механистической,
атомистической, детерминистской системы координат); 6) признание сильной потребности людей в
межличностных отношениях, которые характеризуются глубиной, реальностью, отсутствием защит; 7)
убежденность в том, что обучение и подготовка консультантов или психотерапевтов должна быть в
первую очередь, эмпирической, а не только когнитивной.
В 1974 г. Векслер и Райс (Wexler & Rice, 1974) опубликовали сборник оригинальных статей под
названием «Innovations in Client-centered Therapy». Пятнадцать из его авторов получили степень доктора
философии в Чикагском университете, один входил в штат университета, а семнадцатым был сам
Роджерс, написанная им глава имела заголовок «Заметки о будущем клиент-центрированной терапии»
(Remarks on the Future of Client-centered Therapy).
Статьи сгруппированы по разделам, первый из них
посвящен теории, второй — практике, а третий озаглавлен «За пределами индивидуальной
психотерапии» (Beyond Individual Psychotherapy).
Редакторы отмечают, что хотя теория вытекает из
роджерианской теории, статьи отражают «заметный отход» от нее. Существенным моментом является
акцент на когнитивных и связанных с переработкой информации концепциях и языке при описании и
анализе внутренних процессов, происходящих у клиента, когда он исследует и реорганизует свой опыт
или, по информационно-процессуальной терминологии Векслера, дифференцирует и интегрирует
смыслы, способствуя реорганизации.
«Суть успешной терапии видится в изменении характерного стиля переработки информации»
(Wexler, 1974). Клиент-центрированный психотерапевт в своем эмпатическом реагировании
функционирует в роли суррогатного обработчика информации с целью помочь клиенту в преодолении
недостатков присущего ему стиля переработки и организации информации. Рассмотрение
терапевтического процесса в информационно-процессуальных терминах позволяет провести детальный
и более конкретный анализ, на основании которого проясняется процесс и предлагаются новые
подходы к его исследованию и изучению. Кроме того, становится ясно, что, вопреки некоторым
критическим замечаниям, клиент-центрированная терапия не может считаться антикогнитивной или
некогнитивной.
Райс (Rice, 1974) также использовала информационный подход в своем методе пробуждающей
рефлексии (evocative reflection),
или реагирования. Пробуждающей называется рефлексия, которая
заново вызывает реакции или переживания клиента за счет отражения (рефлексии) переживания (или
его части) живо, конкретно и точно. Это позволяет клиенту сосредоточиться на переживании, заново
его испытать и переработать, в результате клиент формирует более точные представления об этом
переживании. Это ведет к замещению лучшим методом, или «схемой» (по Пиаже), неадекватных или
Hosted by uCoz