Navigation bar
  Print document Start Previous page
 319 of 400 
Next page End  

искаженных схем переработки сходных переживаний.
Векслер рассматривал чувства как продукты когнитивной деятельности, возникающие в
результате определенного способа переработки и организации информации. Признавая их
существование, он в действительности ими не занимался. Батлер (Butler, 1974) в своей иконической
(iconic mode)
психотерапии стал учитывать чувства. Для него чувства представляли собой
нейрофизиологические процессы, вызываемые внешними и внутренними раздражителями. Чтобы
понимать их и работать с ними, особенно в случае чувств, развивающихся изнутри, необходимо их
отобразить в какой-либо форме. Это возможно с помощью икон (объективированных образов). Клиент
выражает (отображает) свои чувства символически поэтическим, метафорическим и образным языком,
театральными жестами. Психотерапевт эмпатически переживает эти объективированные чувства
клиента, субъективирует их, чтобы они стали его собственными чувствами, затем повторно
объективирует их и возвращает клиенту. Таким образом, посредством когнитивных процессов
уточнения и дифференциации клиент реализует или самоактуализирует себя в мире. Вместе с тем
данный процесс не имеет ничего общего с буквальной, дискурсивной, аналитической
концептуализацией или логикой. Происходящее самопознание символично, но логически не
организовано.
Дополнительным направлением в клиент-центрированной терапии, еще менее когнитивным по
своей природе, является эмпирическая психотерапия по Гендлину (Gendlin, 1962b, 1970a, 1970b, 1974,
1981; Gendlin & Tomlison, 1967). Эмпирическая психотерапия фокусируется на текущем переживании
клиента и пытается помочь пережить его более интенсивно, чтобы клиент точнее, конкретнее
исследовал «ощущаемые смыслы» (felt meanings),
связанные с этим переживанием. Психотерапевт
помогает клиенту выразить словами, определить и представить в виде символов ощущаемые смыслы
своего переживания. Это включает когнитивную деятельность, однако слова, концепции или символы
не могут выразить всех ощущаемых смыслов переживания. Таким образом, хотя в методе Гендлина
имеются когнитивные аспекты, эмпирическая терапия — по сути своей аффективный, или
чувственный, процесс. Чувства — это не вещи или нечто, прилагаемое к переживанию; они являются
существенной или неотъемлемой его частью. Символизация или концептуализация ощущаемого
переживания не может полностью заменить полную его репрезентацию, а представляет собой
дополнительное переживание. Несмотря на использование нового термина для обозначения своего
подхода, Гендлин признает, что в основе его лежит клиент-центрированная терапия, то есть отношения,
фокусирующиеся на рефлексивном слушании, которые позволяют психотерапевту принимать участие в
переживаниях клиента. Гендлин рассматривал свой эмпирический подход в качестве продолжения
клиент-центрированной терапии. В то же время Бродли (Brodley, 1990) настаивал на том, что данный
подход выходит за рамки клиент-центрированной терапии из-за своих методов, нарушающих некоторые
основные принципы клиент-центрированной терапии.
И когнитивное, и эмпирическое направления сохраняют основные элементы традиционной
клиент-центрированной терапии. В них требуется, чтобы психотерапевт вошел и оставался во
(внутренней) системе координат клиента. Психотерапевт отвечает на переживание клиента, не реагируя
на него, отклоняет его или направляет его с позиции своей (психотерапевта) системы координат. Это
требование теории переработки информации. Следовательно, эмпатическая реакция представляет собой
основной, практически единственный вид деятельности психотерапевта. Практика клиент-
центрированной терапии остается без изменений. Когнитивное (информационно-процессуальное) и
эмпирическое направления фокусируются на деятельности клиента, давая детальное описание и
разъяснение процесса его самопознания, а также демонстрируя, как этот процесс фасилитируется
благодаря эмпатическим реакциям со стороны психотерапевта. Эмпатическое реагирование или
суррогатная переработка информации по Векслеру, пробуждающая рефлексия (реагирование) по Райс,
иконическая рефлексия по Батлеру, эмпатическая рефлексия по Гендлину имеют одну цель: обеспечить
реакции, открывающие и фасилитирующие продолжение чувствования, переживания и исследования у
клиента, а также избежать реакций, которые закрывали бы это переживание или лишали бы клиента
инициативы. Вместе с тем методы Гендлина выходят за рамки реагирования на клиента с целью
направить процесс переживания (Brodley, 1990).
Фокусирование на эмпатическом реагировании согласуется с представлениями Роджерса о том,
Hosted by uCoz