Navigation bar
  Print document Start Previous page
 324 of 400 
Next page End  

среда, воспитание и культура — не более чем отговорки. Внешние воздействия накладывают
определенные ограничения, однако не являются решающими.
«Человек есть существо, способное осознавать и, следовательно, нести ответственность за свое
существование. Эта способность к осознаванию собственного бытия отличает человека от других живых
существ. Экзистенциальные психотерапевты представляют человека не только как «бытие-в-себе».
Бинсвангер и другие авторы... говорят о дазайне, выбирающем то или другое, подразумевая «человека,
который-ответствен-за-выбор-своего-существования»» (May, 1958a, р. 41).
2. Экзистенциалисты разделяют «убеждение о невозможности думать о субъекте и мире порознь»
(van Kaam, 1961). Такие термины, как участие, встреча, присутствие и дазайн,
выражают это
убеждение. Люди одновременно живут в трех мирах: в биологическом мире (Umwelt)
без
самоосознавания; в мире взаимодействий или встреч с другими людьми (Mitwelt),
или мире людей,
включающем взаимное осознание; и в мире самоидентичности, или бытия-в-себе (Eigenwelt)
(May &
Yalom, 1989).
3. Следовательно, человек представляет собой не статичную сущность, он постоянно пребывает
в состоянии перехода, становления, эволюции, то есть бытия. Человек актуализирует себя, или
реализует внутренний потенциал благодаря постоянному участию в мире вещей и событий и всегда при
встречах или в диалогах с другими людьми. Некоторые качества бытия могут быть развиты лишь в
отношении к другому человеку. Терапия представляет собой встречу, или диалог, во время которой
клиенту дается возможность развить определенные человеческие качества. Бытие, следовательно, не
дается раз и навсегда, а находится в постоянном развитии. Таким образом, будущее для людей
чрезвычайно важно.
4. Людям также известно, что когда-нибудь в будущем их не станет. Бытие предполагает факт
небытия, а смысл существования учитывает факт несуществования. С позиции экзистенциализма смерть
делает жизнь реальной; это единственный абсолютный факт в жизни. Люди осознают тот факт, что им
предстоит умереть, и они должны противодействовать этому факту. Они также способны в любой
момент сделать выбор в пользу прекращения существования. Они сознают изоляцию, небытие, утрату
индивидуальной значимости, или идентичности, отчуждение, или пустоту (см. Yalom, 1980).
5. Угроза небытия служит источником «нормальной» тревоги, враждебности и агрессии —
нормальной, потому что угроза эта всегда присутствует у всех индивидов. Эта тревога (иногда
называемая «экзистенциальной тревогой») является «онтологической особенностью человека,
коренящейся в самом его существовании как таковом» (May, 1958a, р. 50). Тревога ударяет в самую
сердцевину самооценки индивида — ощущение ценности своего «Я»; это угроза распада «Я», утраты
самого существования. Она предполагает конфликт между бытием и небытием, между возникающими
потенциальными возможностями бытия, с одной стороны, и утратой текущей безопасности — с другой.
Тревога сопутствует свободе. Вина сопровождает неудачу в реализации своего потенциала.
6. Бытие нельзя свести к интроекции социальных и этических норм. Самооценка человека,
основанная на ощущении бытия, не является лишь отражением представлений окружающих о нем. Хотя
самооценка так или иначе связана с социальными аспектами, она включает в себя Eigenwell
(«собственный мир») ощущений самоидентичности, или бытия-в-себе. Каждый человек, следовательно,
является не оттиском социальных норм и ограничений, а является уникальным, единственным и
незаменимым, поэтому значимым.
7. Люди обладают способностью выходить за рамки текущей ситуации, подниматься над
прошлым, самотрансцендироваться. Это способность заложена в термине существовать.
Люди
воплощают трансценденцию в своей концепции возможного, в привнесении прошлого и будущего в
настоящее, в символическом мышлении, во взгляде на себя глазами других, и, что особенно характерно,
в способности осознавать себя действующими, видеть себя одновременно субъектом и объектом.
«Самоосознание предполагает самотрансценденцию» (May, 1958a, р. 74). Способность к
трансценденции является основой свободы, поскольку открывает возможность выбора. Однако жизнь и
бытие ограничены, что необходимо принять.
8. Современный человек, «нормальный» или страдающий неврозом, отличается отчуждением от
мира и сообщества. Психиатры и психотерапевты более не сталкиваются с симптомами, бытовавшими
во времена Фрейда. Все чаще встречаются симптомы или жалобы на одиночество, изоляцию,
Hosted by uCoz