Navigation bar
  Print document Start Previous page
 330 of 400 
Next page End  

которую никто не может отнять, именно она делает жизнь осмысленной и придает ей цель» (р. 87).
Если есть смысл жизни, то есть и смысл страданий, поскольку страдания, как и смерть, являются
неотъемлемой частью жизни; без них жизнь была бы неполной.
Лишь некоторые заключенные сопротивлялись разрушительному влиянию лагеря, не желая
превращаться в жертвы. Отсутствие цели или надежды на будущее заставило многих пересмотреть
существующие возможности позитивных изменений лагерной жизни. Необычайно неблагоприятные
внешние обстоятельства также могут предоставить человеку возможность духовного роста. Для этого
человек должен обладать верой в будущее. Без такой веры он сдается и утрачивает желание жить. В
отсутствие цели, смысла жизни нет стремления выжить. Франкл (Frankl, 1986) спросил своих товарищей
по несчастью, которые ничего уже не ждали от жизни: «действительно ли вопрос в том, ждем ли мы
чего-то от жизни или нет? Может быть, лучше спросить, чего ждет от нас жизнь?» (p. XVII). Жизнь
ставит перед каждым человеком задачи, в решении которых состоит ее смысл. Задачи эти у каждого
свои, каждая ситуация уникальна и требует уникальной реакции. Иногда от человека требуется
смириться с судьбой и страданиями. Страдания каждого человека уникальны, а возможность для роста
зависит от того, как человек их переносит.
Природа человека
Человек представляет собой единое целое с тремя аспектами или измерениями: соматическим,
или физическим; психическим, или психологическим; и духовным. (Следует подчеркнуть, что под
«духовным» Франкл не обязательно подразумевает «религиозный».) Первые два близко взаимосвязаны и
вместе составляют «психосоматику». Они включают наследственные и конституциональные факторы,
такие как врожденные влечения. Психоанализ благодаря Фрейду, Адлеру и Юнгу внес вклад в
понимание этих измерений, в особенности психологического, но практически не уделил внимания
духовному, исключительно человеческому измерению.
Логотерапия делает акцент на третьем, духовном, измерении. Духовность является первой из
трех характеристик человеческого существования, которые отличают людей от животных. Духовность
выявляется феноменологически непосредственно в самосознании, но проистекает из «духовного
бессознательного».
«Бессознательная духовность есть корень всего сознания. Другими словами, мы знаем и признаем
не только инстинктивное бессознательное, но также духовное бессознательное и в этом видим
питательную почву всей сознательной духовности. Эго не управляется Ид,
а дух рождается в
бессознательном» (Frankl, 1957, р. 674).
Духовность является главным атрибутом человека, из духовности происходят совесть, любовь и
эстетическое сознание.
Второй особенностью человеческого существования является свобода. «Что представляет собой
человек? Это сущность, которая всегда принимает решения. Он снова и снова принимает решение о
том, каким ему быть в следующий момент» (Frankl, 1951, р. 39). Свобода означает свободу от
инстинктов, наследственной предрасположенности и окружения. Хотя люди подвержены влиянию
каждого из этих аспектов, они все же имеют свободу принимать или отвергать эти условия. Таким
образом, люди не просто существуют; они решают, каким будет их существование. В связи с
возможностью подняться над биологическими, психологическими и социологическими условиями, на
которых строятся прогнозы, люди непредсказуемы (Frankl, 1963a).
Третий фактор в существовании человека — это ответственность. Свобода —
это не только
свобода от,
но также свобода для чего-либо, что, согласно Франклу, «представляет собой обязанности
индивида. Человек ответственен перед собой, своей совестью или Богом». Логотерапия пытается
заставить пациента полностью осознать собственную ответственность; следовательно, ему должно быть
предоставлено право выбора: «за что, перед кем или перед чем нести ответственность» (Frankl, 1985a, р.
132).
Психоанализ имеет дело с осознаванием пациентами своих вытесненных переживаний или
влечений. Индивидуальная психология Адлера фокусируется на принятии человеком ответственности за
свои симптомы. Каждый из этих подходов односторонен и они дополняют друг друга. «Фактически
Hosted by uCoz