Navigation bar
  Print document Start Previous page
 337 of 400 
Next page End  

их поиске.
Необходимо противостоять базовому скептицизму и нигилизму этих пациентов. «Но он часто
становится дополнением к раскрытию богатства мира ценностей и прояснению его широты и
многообразия» (Frankl, 1986, р. 42). Если пациент оплакивает свою жизнь из-за отсутствия в ней смысла,
«поскольку его деятельность не имеет высшей ценности,... это говорит о необходимости разъяснить ему,
что не имеет значения, каков его род занятий, какую работу он выполняет. Важно, как он работает,
действительно ли он отвечает тому месту, где ему довелось оказаться» (Frankl, 1986, pp. 42-43).
В случае возможного суицида «вопрос заключается в том,... действительно ли итоговый баланс
столь плох, что продолжать жить не стоит» (Frankl, 1986, р. 50). Подобное убеждение субъективно и
может быть опровергнуто.
«Следовательно, мы можем рискнуть и сделать обобщающий вывод о том, что самоубийство не
может быть этически оправдано... Наш долг — убедить потенциального самоубийцу, что отнимать у
себя жизнь категорически не оправдано, что жизнь имеет смысл для любого человека при любых
обстоятельствах. Мы полагаем, что этого можно достичь с помощью объективной аргументации и
анализа проблемы в ее собственных терминах, с использованием методов логотерапии, то есть... когда
нет психопатологической основы мотивации, и когда, таким образом, психотерапия в узком смысле
слова не видит исходной причины, показана логотерапия» (Frankl, 1986, pp. 51-52).
Даже при совершении суицида «человек может избежать чувства ответственности. Он совершает
акт самоубийства, будучи свободным (при условии, разумеется, его психического здоровья)» (Frankl,
1986, р. 53).
Цель логотерапии — помочь пациентам «найти цель и смысл своего существования», помочь им
«достичь наиболее полной активизации» своей жизни (Frankl, 1986, р. 54). Помимо подведения
пациентов к тому, чтобы переживать существование как постоянное усилие по актуализации ценностей,
необходимо показать им ценность признания ответственности за задачу, конкретную задачу.
«Убежденность человека в том, что перед ним стоит задача, имеет огромную
психотерапевтическую и психогигиеническую ценность. Осмелимся сказать, что ничто так не помогает
преодолевать или терпеть объективные трудности или субъективные невзгоды, как осознание задачи в
жизни» (Frankl, 1986, р. 54).
«Факторы уникальности и единственности являются неотъемлемыми предпосылками
осмысленности человеческого существования» (Frankl, 1986, р. 55). Пациенту следует показать, что в
жизни у каждого имеется уникальная цель, которой можно достичь единственным путем. Если пациент
не сознает своих уникальных потенциальных возможностей, тогда его первоочередная задача —
выявить их. «Экзистенциальный анализ соответственно имеет целью помочь человеку осознать свою
ответственность за выполнение каждой из стоящих перед ним задач» (Frankl, 1986, р. 58); выполнение
этого предназначения придает жизни смысл.
Конечность существования также придает жизни смысл. Смерть не делает жизнь
бессмысленной; напротив, именно временный характер жизни придает ей смысл. Если бы жизнь была
бесконечной, можно было бы отложить дела на потом; отсутствовала бы потребность в действиях, в
выборе или принятии решений, не было бы никакой ответственности. «Смысл человеческого
существования основывается на его необратимости» (Frankl, 1986, р. 64). В логотерапии этот аспект
жизни должен быть преподнесен пациенту, чтобы подвести его к осознанию своей ответственности.
Пациенту можно предложить вообразить, что он пересматривает «собственную биографию на закате
дней» и подходит к
«главе, посвященной настоящему этапу своей жизни... обладая сверхъестественной властью, он
может решить, каким будет содержание следующей главы. Таким образом, он должен представить, что
все еще в его силах внести исправления в важнейшую главу своего внутреннего жизнеописания» (Frankl,
1986, р. 64).
Здесь применим категорический императив логотерапии: «Живи так, как будто ты живешь уже
второй раз и как будто в первый раз ты поступил неправильно, именно таким образом, как собираешься
поступить сейчас!» (Frankl, 1986, р. 64). В процессе этого пациент осознает большую ответственность за
каждый последующий час и каждый последующий день.
Каждый человек имеет уникальную судьбу, которая, подобно смерти, есть часть жизни. «То, что
Hosted by uCoz