Navigation bar
  Print document Start Previous page
 348 of 400 
Next page End  

внимание теми психотерапевтами, которые занимаются поиском техник, хотя он не согласуется с
философией. По ее мнению, Франкл
«это смесь проповедника, гуру и пророка под маской психиатра, распространяющего свои
послания на языке, к которому охотно прислушиваются мужчины и женщины двадцатого века, на языке
психологии. Однако мир, а возможно и сам человек слишком серьезно отнесся к этой уловке и не
замечает пророка, скрывающегося под мантией психиатра» (р. 240).
В искренности и увлеченности Франкла сомневаться не приходится. Он не предписывает
смыслов жизни и не определяет ответственность своих клиентов, однако прилагает много усилий,
чтобы подвести их к анализу своих проблем и принятию ответственности.
В чем же состоит ценность логотерапии? Вероятно, наибольшая ее ценность в открытом и
искреннем принятии психотерапевтом философских проблем, связанных с целями и ценностями.
Накапливается все больше фактов, свидетельствующих о том, что современный человек озабочен
проблемами ценностей и целей, смысла существования, а также вопросами свободы и ответственности.
Если другие психотерапевты выказывают минимальное внимание к этой сфере человеческих
переживаний, Франкл помещает ее в центр своего подхода. Это общий центр интересов
экзистенциализма, если судить по работам других представителей данного направления, однако работа
Франкла имеет некоторые преимущества в глазах изучающих психотерапию. Его сочинения проще
читать в отличие от большинства работ на эту тему. По своей ориентации они менее абстрактны и
загадочны, в них нет болезненности или пессимизма, свойственных другим экзистенциальным
подходам. Хотя Франкл употребляет слово духовный в качестве ключевой концепции, он не считает
его синонимом религиозности. Кроме того, хотя понятие духовный используется наравне с термином
интеллектуальный или психический, оно выходит за их рациональные аспекты. Наиболее близким
синонимом, по-видимому, следует считать понятие философский.
Хотя подход логотерапии довольно туманен, а его теория и техники не были систематически
разработаны и описаны, он представляет определенную ценность для студента как свидетельство
растущего интереса к тем аспектам жизни, которым не уделяется пристального внимания в других
подходах в психотерапии. Вполне возможно, что эти аспекты, связанные с ценностями, целями и
смыслом жизни, в настоящее время чаще служат источником проблем и так называемых неврозов, чем
это было в прошлом. Современная цивилизация и общество привели к изменению свойственной людям
проблематики. Если так, то психотерапия должна отражать это изменившееся, отличающееся
содержание. Меняющиеся условия сделали всеобщим достоянием иной взгляд на человека, мимо
которого не могут проходить те, кто занимается психотерапией.
Что касается научных исследований, «базовые концепции логотерапии — воля к смыслу,
экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз — получили экспериментальное подтверждение» (Fabry,
1980, р. 15). В некоторой степени это действительно так, однако, что можно сказать о логотерапии как
лечении? Каково мнение исследователей? Райс и Гринберг (Rice & Greenberg, 1992) указывают, что «в
рамках подхода экзистенциальной терапии проведено сравнительно немного исследований» (р. 216).
Хотя в данном случае речь идет об экзистенциальной терапии как таковой, это относится и к
логотерапии. Единственным исключением является парадоксальная интенция, которой посвящено
множество работ.
Поначалу заявления об эффективности парадоксальной интенции делались на основании
единичных случаев (например, см. Frankl, 1981, 1985а, 1986; Gerz, 1962, 1966; Victor & Krug, 1967).
Согласно Франклу (Frankl, 1986), первые экспериментальные исследования, посвященные
парадоксальной интенции, датируются 1970 г. (Ascher & Turner, 1979; Solyam, Garza-Perez, Ledwidge &
Solyam, 1972). В 1980-х гг. внимание исследователей к парадоксальной интенции и парадоксальным
стратегиям вообще заметно возросло (см. Ascher, 1989; DeBord, 1989; Dowd & Milne, 1986; Greenberg &
Pies, 1983; Katz, 1984; Hill, 1987; Seltzer, 1986; Shoham-Salomon & Rosenthal, 1987; Strong, 1984). Этот
процесс продолжался и в 1990-х гг. (например, Belts & Remer, 1993; Hampton & Hulgus, 1993; Weeks,
1991).
Насколько эффективна парадоксальная интенция? В некоторых исследованиях были получены
весьма обнадеживающие результаты, однако далеко не во всех случаях (см. Turner & Ascher, 1982); что
касается систематических исследований этого метода, то они еще впереди. Итоги большинства
Hosted by uCoz