Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 400 
Next page End  

Архетипы относятся к «первобытным образам»; они не являются идеями, поскольку «лишены
языковой структуры, обязательной для идей... они вызываются к жизни обстоятельствами» (Rychlak,
1973, р. 145).
«Архетипы нельзя считать полностью оформленными картинами, подобными мысленным
образам прошлых переживаний из жизни индивида. Архетип матери, например, не имеет ничего
общего с фотографическим изображением матери или женщины вообще. Он подобен негативу, который
проявляется под действием переживаний» (Hall & Nordby, 1973, p. 42).
Архетипов существует великое множество, включая архетипы Героя, Матери, Отца, Семьи,
Души, Хитреца (см. Jung, Collected Works,
vol. 9, parts 1 and
2, (1936/ 1968, 1968a), где приводится
подробное описание концепций архетипа и коллективного бессознательного). Наибольшее значение
имеют архетипы персоны, анимы и анимуса, тени и «Я».
Персона (persona) буквально обозначает «маску, которую надевает актер и которая соответствует
исполняемой им роли» (Jung, 1956, р. 167); назначение персоны «состоит в том, чтобы, с одной стороны,
произвести определенное впечатление на других и, с другой стороны, скрыть истинную сущность
индивида» (Jung, 1956, р. 203). Можно представить себе персону как «публичную личность», задача
которой состоит в соответствии требованиям общества; за этой публичной личностью скрывается наша
«частная личность» (Hall & Lindzey, 1970). В идеале персона должна быть гибкой, что дает возможность
вести себя по-разному в зависимости от обстоятельств. Вместе с тем, если персона становится
ригидной, адаптивность нарушается.
Юнг дает следующее определение анимы (anima).
«Каждый мужчина несет в себе извечный образ женщины, который не соответствует какой-либо
конкретной женщине, хотя это определенный женский образ. Этот образ относится к бессознательному,
является наследственным фактором первобытной природы, присущим органической системе мужчины,
отпечатком или архетипом всех связанных с женщиной переживаний предков, хранилищем всех
впечатлений, когда-либо произведенных женщиной» (Jung, 1925/1954, р. 198).
Этот извечный бессознательный образ лежит в основе сродства, близких отношений, влечения и
отвращения. Если анима недостаточно интегрирована в личность индивида, сродство может быть
нарушено. Таким образом, анима представляет собой женскую составляющую личности мужчины и
может отражаться в отдельных снах, видениях, фантазиях и символических женских образах (например,
Матери, Колдуньи).
«Поскольку анима представляет собой архетип и обнаруживается у мужчин, резонно
предположить наличие равнозначного архетипа у женщин; подобно тому как мужчина
уравновешивается женским элементом, женщина уравновешивается мужским» (Jung, 1968a, р. 14).
Мужской архетип у женщины называется анимус (animus). «Подобно тому, как анима привносит
сродство и влечение в сознание мужчины, анимус дает сознанию женщины способность к рефлексии,
раскрепощению и самопознанию» (Jung, 1968a, р. 16). Если анимус недостаточно интегрирован в
личность, эта способность может быть нарушена. Анимус отражается в отдельных снах, видениях,
фантазиях и символических мужских образах (например, Отца, Дьявола).
Тень (shadow)
относится к «темной стороне» нашей личности, животным инстинктам. В ней
содержатся низменные побуждения, аспекты, которые мы предпочли бы скрывать, которых стыдимся
(Singer, 1973). Это
«та скрытая, подавленная, как правило, низменная и отягощенная виной часть личности, которая
тянется к животным предкам, составляет исторический аспект бессознательного... (Она включает) не
одобряемые моралью склонности, а также целый ряд хороших качеств, например здоровые инстинкты,
адекватные реакции, реалистичные озарения, творческие импульсы и т. д.» (Jung, 1968a, р. 266).
Поскольку тень относится к сфере бессознательного, а также содержит личные аспекты, которые
нам не нравятся и которые хотелось бы скрыть, ее содержание часто проецируется на других (например,
отношение к кому-либо как к тщеславному и самонадеянному человеку).
«Я»
(self)
представляет собой центральный архетип, центр личности. «Я» не только является
центром, но и целой окружностью, в границах которой заключены сознательное и бессознательное, это
центр всей совокупности...» (Jung, 1944/1968, р. 41). «Я» обеспечивает единство, организацию и
стабильность функционирования личности. Оно отражается в символе мандалы, круге, Христе (Jung,
Hosted by uCoz