Navigation bar
  Print document Start Previous page
 350 of 400 
Next page End  

конкурирующих, замалчивая их сходство» (р. 22).
Эта попытка быть разными приводит к возникновению самостоятельных направлений внутри
отдельных школ психотерапии, распространению новых методов и техник. Помимо этого имеются и
индивидуальные различия между терапевтами: каждый психотерапевт в некоторых отношениях
поистине уникален.
Глава 15 посвящена различиям между теориями по трем направлениям: 1) основное философское
отличие во взглядах на человеческую природу, 2) парадигма специфического лечения при
специфических состояниях, 3) мультикультурное движение.
Глава 16 рассматривает попытки интегрировать различные подходы в психотерапии. Поскольку
все подходы разработаны исходя из опыта способных и честных людей, работавших с одной
популяцией больных, можно ожидать некоторого сходства их наблюдений, хотя эти наблюдения могут
быть изложены разным языком и с использованием разной терминологии. Или же наблюдатели,
подобно слепцам, описывающим слона, работают с различными элементами одного процесса. Кроме
того, если учесть примерно одинаковую эффективность различных теорий, они должны обладать
определенным сходством.
Обзоры литературы, посвященной попыткам интеграции различных подходов в психотерапии,
подготовили Голдфрид (Goldfried, 1982) и Голдфрид и Ньюмен (Goldfried & Newman, 1986, 1992).
Наиболее популярным интегративным движением является эклектизм. Тем не менее в главе 16
основное внимание уделяется второму, менее распространенному интегративному подходу — поиску
общих элементов.
Глава 15. Дивергенция
Более тридцати лет назад Роджерс (Rogers, 1963) писал: «Поле психотерапии находится в
состоянии хаоса». Он одним из первых почувствовал, что психотерапевты говорят о сходных вещах,
используя разные слова и ярлыки для их описания. Тогда он пришел к убеждению, что психотерапевты
отличались базовым уровнем личных переживаний. Примерно в то же время Унгерсма (Ungersma, 1961)
пишет:
«Настоящая ситуация в психотерапии напоминает историю о том, как человек оседлал лошадь и
пытается двигаться сразу во всех направлениях. Теоретическая ориентация психотерапевтов
основывается на сильно различающихся гипотезах, теориях и идеологии... Отдельные представители
любой профессии должны различаться, однако хорошо организованные школы терапии работают над
решением задач, не пересекающихся с теми, которые решают другие хорошо организованные школы. Тем
не менее все школы, при наличии благоприятных условий, достигают хороших результатов: пациенту
или клиенту становится лучше, часто ему удается вполне избавиться от своих проблем» (р. 55).
Несколько лет спустя Коулби (Colby, 1964) начал свой обзор о предшествующем трехлетнем
периоде в истории психотерапии словами: «Хаос возобладал». Еще через пять лет Канфер и Филлипс
(Kanfer & Phillips, 1969) отметили, что клиницисты расходятся не только по своим теоретическим
взглядам, но также «их практика и убеждения отражают глубокие разногласия и противоречия». Спустя
пять лет Сингер (Singer, 1974) называет подготовку психотерапевтов «вавилонским столпотворением».
Почти три десятилетия назад обложка издания «Saturday Review», где была опубликована статья
(Parloff, 1976) с упоминанием о 130 школах психотерапии (не перечисленных в статье) — была украшена
заголовком «Психотерапевтические джунгли». Вскоре после этого вышло руководство «The
Psychotherapeutic Handbook» (Hebrink, 1980), где перечислялись 255 методов психотерапии. (Многие из
них были просто техниками, в то время как другие вообще нельзя было причислить к методам
психотерапии.) В связи со всем этим вновь напомним цитату Франка (Frank, 1982) из введения к
данному разделу.
В 1985 г. на конференцию, посвященную эволюции психотерапии, в Фениксе собрались
выдающиеся теоретики и психотерапевты со всего мира. Ли (Lee, 1985) в своем сообщении о
конференции в журнале «Time» цитирует высказывание одного из участников: «Здесь все специалисты,
но никто друг с другом не соглашается». В своей статье Вольпе (Wolpe, 1987) назвал психотерапию
Hosted by uCoz