Navigation bar
  Print document Start Previous page
 351 of 400 
Next page End  

«Вавилонской башней спорящих голосов» (р. 144), он продолжил: «Психотерапия представляет собой
псевдонаучную череду точек зрения, различающихся своими основами, расколотых и несогласованных,
при этом часто возникают все новые точки зрения...» (р. 134). Прохазка (Prochaska, 1988) озаглавил свой
обзор материалов конференции «Деволюция психотерапии» (The Devolution of Psychotherapy)
и
приводит цитату из введения (Zeig, 1987): «Здесь присутствовали ведущие специалисты в области
психотерапии, но я не вижу возможности для них прийти к соглашению по поводу разграничения
территории. Кто станет спорить, что поле психотерапии находится в полном беспорядке!» Эта цитата
вполне применима также ко второй конференции, посвященной эволюции психотерапии, которая
прошла в Фениксе в 1990 г. (см. Zeig, 1992).
Неудивительно, что человек, изучающий психотерапию, находится в трудном положении, вплоть
до ощущения пребывания в джунглях. Здесь мы пытаемся устранить некоторые препятствия, прорубить
дорогу в зарослях. В следующих разделах главы пойдет речь о трех основных источниках разногласий. А
в последней главе мы покажем возможный выход из джунглей.
Основное философское различие
Около 30 лет назад Гордон Оллпорт (Gordon Allport, 1962) описал три взгляда на природу
человека. Первый представляет людей как реактивных существ. Люди рассматриваются как
биологические организмы, реагирующие на раздражители из внешней среды. Люди исчерпываются
своими переживаниями, прошлым опытом, обусловливанием и возможным переобусловливанием.
Концепции, описывающие эту точку зрения, были следующими: реакция, подкрепление, рефлекс,
респондент, реинтеграция, переобусловливание.
Второе представление о природе человека по Оллпорту — это образ реактивного существа в
глубине. Уже не организм, реагирующий на окружение, а существо, откликающееся на врожденные
влечения, мотив и потребности, человек находится под влиянием прошлого удовлетворения или
фрустрации этих внутренних сил. Концепции включают вытеснение, регрессию, сопротивление,
отреагирование, реактивные образования, воспоминания и реконструкцию прошлого.
Два этих представления сходны в своих основах. Люди видятся реагирующими на силы или
раздражители — в одном случае внешние, а в другом — внутренние. В первом случае люди являются
жертвами окружения, а во втором — собственных врожденных потребностей и влечений.
В отличие от этих представлений Оллпорт предложил третью точку зрения. Это так называемый
человек проактивный, существо, находящееся в процессе становления. Люди видятся сознательными,
устремленными в будущее. Концепции включают склонность к экспериментированию и обязательность.
Не представляет труда классифицировать теории психотерапии в соответствии с этими
представлениями или философскими взглядами на человеческую природу. Бихевиористы и
психотерапевты, которые придерживаются традиционного подхода к терапии на основании теории
научения, попадают в первую категорию. Психоанализ и психоаналитический подход или так
называемые динамические теории относятся ко второй категории. Эти две категории имеют одну
общую особенность. Обе они считают людей скорее контролируемыми, чем контролирующими,
объектами, а не субъектами, пассивными, а не активными.
В противоположность им существуют теории, которые принято называть гуманистическими или
экзистенциальными, наглядным примером которых является клиент-центрированная терапия. Роджерс
изложил свою философию довольно подробно. Он считал людей обладателями врожденных качеств, в
частности описывал их как позитивных, устремленных вперед, конструктивных, реалистичных и
заслуживающих доверия (Rogers, 1957a, 1957b, 1961).
Фрейд также не скрывал своего отношения к людям: «В каждом человеке присутствуют
деструктивные, а следовательно, антисоциальные и антикультурные тенденции, причем они достаточно
сильны у многих людей, определяя их поведение в человеческом обществе» (Freud, 1949, р. 11).
«Цивилизованному обществу постоянно грозит дезинтеграция в связи с враждебным отношением
людей друг к другу... Культура... должна воздвигнуть барьеры на пути агрессивных инстинктов людей»
(Freud, 1930, pp. 86-97).
Представители поведенческой философии более скрытны. Так, Скиннер не выдвигает
Hosted by uCoz