Navigation bar
  Print document Start Previous page
 356 of 400 
Next page End  

В своем раннем обзоре Педерсен (Pedersen, 1976) отмечал: «Накапливаются доказательства того,
что подготовленный консультант или психотерапевт не умеет работать с выходцами из других расовых,
этнических или социально-экономических групп, ценности, установки и стиль жизни которых
отличается и даже угрожает его собственному (Padilla, Boxley & Wagner, 1972)» (p. 35). Мейс и Алби
(Mays & Albee, 1992) ссылаются на «культурную невосприимчивость» традиционной психотерапии и
«неспособность психологии создать и распространить адекватные службы психического здоровья для
данной популяции» (р. 554; cf. Lopez et al., 1989; Sue, Zane & Young, 1994).
Поскольку каждый клиент принадлежит к многочисленным группам, не надо обладать богатым
воображением, чтобы представить себе огромное число возможных комбинаций этих групп. Проблема
заключается в том, как разработать различные теории, методы и техники для каждой из них. Некоторые
шаги в этом направлении были сделаны, хотя применительно лишь к небольшому числу культурно-
этнических групп.
Многочисленные публикации посвящены попыткам восполнить сведения об этнических,
расовых и культурных группах. Литература пестрит описаниями этих групп и рекомендациями о том,
как стоит и не стоит с ними работать (например, D. W. Sue, 1981a; Sue & Sue, 1990; Vontress, 1981).
Педерсен (Pedersen, 1976) в своем обзоре сообщил следующее.
«Культура коренных американских индейцев выдвигает уникальные требования к эффективному
консультированию. При консультировании молодых представителей американских индейцев
консультант с большой вероятностью встретит пассивных молчаливых клиентов, которые слушают и
усваивают знания избирательно. Консультант, ожидающий от клиентов выражения своих чувств, вряд
ли добьется большого успеха с коренными американцами. Американские индейцы склонны к
отстраненности, следованию полученной рекомендации, самостоятельной проработке проблем.
Коренные американцы предпочитают принимать собственные решения и будут обижены попытками
терапевта подтолкнуть их в том или ином направлении» (р. 30).
Ридли (Ridley, 1984) полагает, что темнокожие клиенты не склонны доверять белым, поэтому
избегают самораскрытия. «Таким образом, клинические наблюдения и данные исследований сходятся в
том, что темнокожий клиент, будучи участником терапии, будет противиться откровенному общению с
белым психотерапевтом» (р. 1236). Мнение Ридли о неискренности темнокожих вполне применимо к
представителям других групп, включая американцев азиатского происхождения. Однако нельзя
утверждать, что все темнокожие и выходцы из Азии неискренни. Сью и Зейн (Sue & Zane, 1987)
отмечают, что «многие клиенты азиатского происхождения, не прошедшие окультуривания, по-
видимому, с удовольствием говорят о своих эмоциях и готовы работать в условиях минимальной
структурированности сессий» (р. 39). Тримбл (Trimble, 1976) отмечает, что «индейцы не привычны к
самоанализу, они не готовы обсуждать с представителем другой расы свои эмоциональные конфликты»
(р. 79). Медоу (Meadow, 1982) рекомендует психотерапевтам не призывать к самораскрытию и
американцев испанского происхождения. Д. У. Сью (D. W. Sue, 1981a) считает, что консультанты или
психотерапевты, «считающие вербальную, эмоциональную и поведенческую экспрессивность целями
консультирования, навязывают клиентам свои собственные ценности» (р. 38; ср. Sue & Sue, 1990, p. 38).
Оказывается, недостаточное самораскрытие не всегда объясняется отсутствием способности к этому,
часто это нежелание быть искренним в определенных ситуациях с определенными людьми.
Второй особенностью определенных (многих) представителей этнических меньшинств является
желание структурированных отношений, в которых психотерапевт выступает в роли эксперта, дает
советы, предлагает решения проблем (например, Sue & Morishima, 1982; Sue & Sue, 1990; Szapocznik,
Santisteban, Kurtines, Hervis & Spencer, 1982; Vontress, 1976, 1981). Многим клиентам из этнических
меньшинств
свойственна зависимость, они склонны работать с психотерапевтом, который ведет себя
активно, авторитетно, дает конкретные директивы (Atkinson, Maruyama & Matsui, 1978; Leong, 1986; D. W.
Sue, 1981b; Sue & Zane, 1987; Trimble, 1976,
1981). Принято считать, что такие клиенты нуждаются в
психотерапевтах, обеспечивающих все эти условия. Однако более точным будет сказать, что они
предпочитают таких психотерапевтов. Практически все исследования, посвященные предпочтениям
этнических меньшинств в отношении консультирования или психотерапии, касаются субъектов из
небольших, непредставительных выборок, а не собственно клиентов, которые высказывались о типе
консультанта или психотерапевта, к которому они были бы готовы обратиться, если бы возникла такая
Hosted by uCoz