Navigation bar
  Print document Start Previous page
 358 of 400 
Next page End  

(р. 39).
4. Вероятно, наибольшая трудность с принятием особенностей и так называемых потребностей
клиентов из другой культуры состоит в том, что все усилия в этом направлении ведут к неудаче
психотерапии. Даже если некоторым психотерапевтам удается играть активную роль в решении
проблем, чрезмерно контролировать терапевтический процесс, это обычно оказывается
непродуктивным. Осуществлять подобное вмешательства (не будем называть это терапией) у клиентов
из других культур — значит оказывать им второсортные услуги.
В нескольких работах содержится упоминание (D. W. Sue, 1981a, р. 38; Sue & Sue, 1990, p. 40) о
«вере в желательность самораскрытия». Однако самораскрытие клиента более чем желательно, оно
необходимо для движения вперед. Д. и С. Сью (Sue & Sue, 1990), по-видимому, сознают важность
самораскрытия, называя его «существенным» условием, «особенно значимым для процесса и целей
консультирования, поскольку это наиболее прямой способ, при помощи которого человек дает о себе
знать другому (Greene, 1985; Mays, 1985)» (p. 77). Вонтресс (Vontress, 1976, 1981) считает самораскрытие
«основой процесса консультирования» (р. 53). Ридли (Ridley, 1984) пишет, что «отсутствие
самораскрытия означает, что клиент отвергает возможность заняться терапевтическим
самоисследованием... Результат, скорее всего, будет неблагоприятным для терапии» (р. 1237).
Модифицирующая или адаптирующая терапия с учетом конкретных потребностей или желаний
представителей этнических меньшинств не может оправдать
отказа от всего, что считается
существенным для терапевтического прогресса. Вот как это выражает Хо (Ho, 1985): «Есть предел, до
которого фундаментальная психологически-терапевтическая ориентация (западная модель) может быть
преобразована» (р. 1214). Попытка применить все техники, разработанные для представителей
этнических меньшинств, есть разбавление терапевтического процесса вплоть до полного исчезновения
смысла психотерапии. Если сами клиенты будут довольны или удовлетворены подобным лечением и
даже смогут получать сиюминутную временную помощь, терапия не достигнет целей независимости,
ответственности клиента, его способности разрешать собственные проблемы.
Культурно-специфические техники для бесчисленных групп, представители которых могут
обратиться к психотерапевту за помощью, до сих пор не описаны, не соотнесены с группами, в которых
они применимы. Гораздо важнее, что практически отсутствует экспериментальное подтверждение
эффективности теоретически различных техник или методов.
С. Сью (S. Sue, 1988) отмечает, что
«существуют значительные разногласия в вопросе об эффективности психотерапии у
представителей этнических меньшинств... Несмотря на распространенное мнение о том, что проблемы
этнических меньшинств заключаются в получении действенной помощи, факты не подтверждают
различных результатов терапии для представителей этнических меньшинств и белой расы...
Большинство посвященных вмешательствам исследований не выявили различий в результатах терапии
в зависимости от расовой или этнической принадлежности клиентов» (pp. 301-302),
как бы они ни начинали и ни продолжали лечение.
Что же может послужить решением проблемы психотерапии у представителей этнических и
культурных меньшинств? Естественно, речь идет не об отказе от традиционной терапии.
С самого начала, еще до переключения внимания на специфические техники для различных
групп, ряд авторов перечислили особенности или установки, которыми должен обладать психотерапевт.
Отмечается (Wohl, 1976, р. 187; McNeill, 1965, p. VII), что исцеление возможно лишь при условии заботы
и внимания со стороны целителя. Кроме того (Pande, 1968; Wohl, 1976, p. 189), считается, что «терапия
создает особые, близкие, дружеские отношения». В то же время (Stewart, 1976) признается важность
теплоты, искренности и в особенности эмпатии. Кроме того, уделяется внимание (Torrey, 1970,
1972;
Pedersen, 1976) «ожиданиям страдающих представителей другой культуры и личностным особенностям
консультанта, которые тесно связаны со здоровыми изменениями; точная эмпатия, искренность и
открытая теплота не менее важны для оказания эффективной психологической помощи» (р. 30).
Вонтресс (Vontress, 1976) подчеркивает важность раппорта как «эмоционального мостика между
консультантом и консультируемым... Простой раппорт создает удобство и взаимное доверие между
двумя людьми» (р. 45). По-видимому, в раппорт автор включает эмпатию. Ричардсон (Richardson, 1981)
перечисляет следующие способы работы с американскими индейцами: слушать, выказывать принятие,
Hosted by uCoz