Navigation bar
  Print document Start Previous page
 359 of 400 
Next page End  

уважительно относиться к их культуре, быть естественным, честным, уважать их присутствие, не
снисходить до них. Вонтресс (Vontress, 1976) также рекомендует при подготовке консультанта
учитывать, «что больше всего
нужны аффективные переживания с целью сделать консультантов более
человечными... Лишь некоторые консультанты задаются вопросом, что они сами могут сделать для
собственного изменения; мало кто желает знать, как можно улучшить свои отношения с теми людьми,
кто по рождению принадлежит к иной расе или национальности» (р. 62).
К сожалению, акцент на техниках отвлек внимание от сути отношений между консультантом и
клиентом. В настоящее время интерес к техникам ослабевает, специалисты все чаще признают, что
компетентность психотерапевта преимущественно зависит от его личностных качеств. Компетентный
психотерапевт — тот, кто создает эффективные терапевтические отношения. Природа этих отношений
давно известна, она не зависит от этнической принадлежности клиента.
Вот четыре основных качества, которые должны быть свойственны психотерапевту и клиенту
для успеха терапии (Rogers, 1957b).
1.
Уважение к клиенту. Речь идет о доверии к клиенту, вере в его способность принять
ответственность за собственную жизнь, включая терапевтический процесс, делать выбор и принимать
решения, разрешать проблемы. Более того, это право должно быть ему предоставлено.
2.
Терапевтическая искренность. Терапия представляет собой реальные отношения.
Психотерапевт не берет на себя роль всезнающего эксперта, воздействующего на клиента при помощи
набора техник. Психотерапевт не является безличным, холодным, объективным профессионалом, это
живой человек.
3.
Эмпатическое понимание. Эмпатическое понимание это больше, чем знание клиента,
вытекающее из знания группы, к которой он принадлежит. Оно требует от психотерапевта способности
использовать это знание применительно к данному уникальному клиенту, то есть входить в его мир,
видеть его глазами клиента. «Способность передавать эмпатию в культурно адекватной и осмысленной
манере может оказаться важнейшим условием привлечения клиента к терапии» (Ibrahim, 1991, р. 18).
Единственный способ, с помощью которого психотерапевт может войти в мир клиента, — это
разрешение клиента, который сообщает о сути своего мира психотерапевту в процессе самораскрытия.
Таким образом, самораскрытие клиента является обязательным условием терапии. Психотерапевт
уважает и фасилитирует самораскрытие клиента.
4. Сообщение эмпатии, уважения и искреннего отношения к клиенту. Все это клиент должен
ощутить, воспринять и прочувствовать. Это может оказаться трудным при работе с клиентами, которые
отличаются от психотерапевта по культуре, расе, социально-экономическому классу, возрасту и полу.
Понимание культурных различий в вербальном и невербальном поведении (Sue, 1989; Sue & Sue, 1990)
может здесь очень пригодиться. Однако психотерапевту не всегда удается сообщать эти качества,
причем не только представителям другой культуры или класса, но и психотическим личностям, не
способным или отказывающимся принять эти условия.
Д. и С. Сью (Sue and Sue, 1990) отмечают, что «такие качества, как уважение и принятие человека,
безусловное позитивное отношение, видение проблемы с позиции
этого человека позволяет клиенту
исследовать собственные ценности и находить приемлемые решения; эти качества помогают
преодолеть культурные различия» (р. 187). Эти качества психотерапевта являются не только
существенными для эффективной терапии, они также служат элементами всех фасилитирующих
межличностных отношений. Они не являются культурно-специфическими и не привязаны ко времени.
Помимо этих четырех особенностей существует еще один терапевтический элемент,
приобретающий особое значение в межкультурной терапии: структурирование. Важность его признают
лишь некоторые авторы. Одним из них является Вонтресс (Vontress, 1976), высказывание которого мы и
процитируем.
«В целом ущемленные представители меньшинств имеют ограниченный опыт общения с
консультантами и другими подобными специалистами. Их контакты преимущественно происходят с
людьми, которые говорят им, что и как надо делать... Отношения со специалистами,
перекладывающими основную ответственность на самого человека за решение его собственных
проблем, являются редкостью. Следовательно, консультант, работающий в этом контексте,
структурирует и определяет свою роль для клиентов; таким образом, он должен указывать, что, как и
Hosted by uCoz