Navigation bar
  Print document Start Previous page
 367 of 400 
Next page End  

помощи. Только последнее убеждение, по мнению авторов, ведет к неуклонному улучшению. Другие
убеждения в той или иной степени присутствуют у всех клиентов. Если клиент не верит в возможность
улучшения и в то, что психотерапевт и используемые им методы способны такое улучшение вызвать,
клиент не станет приступать к лечению или продолжать его.
7. Все психотерапевты ждут от своих клиентов активного участия в процессе терапии и всячески
поощряют их к этому. Клиент не является пассивным реципиентом, как физически больной пациент,
которого лечит врач, даже в случае наиболее директивных и активных подходов. Всякое научение
(изменение поведения) требует некоторых усилий, моторных, вербальных или интеллектуальных, со
стороны клиента.
Эти характеристики терапевтических отношений создают фон собственно терапии. В этом с
ними согласны представители всех теоретических школ.
Психотерапевт в терапевтических отношениях
Набор еще более конкретных элементов связан с особенностями психотерапевта в
терапевтических отношениях.
В 1967 г. Труа и Каркхафф, в результате анализа основных теоретических подходов психотерапии,
в главе под названием «Центральные терапевтические составляющие: конвергенция теорий» (Central
Therapeutic Ingredients: Theoretic Convergence)
обнаружили три набора характеристик: 1) «способность
психотерапевта к интегрированности, зрелости, искренности или конгруэнтности», 2) «способность
психотерапевта обеспечить неугрожающую, доверительную, безопасную атмосферу благодаря
принятию, открытой теплоте, безусловному позитивному отношению или любви», 3) «способность
психотерапевта к точной эмпатии, умение быть с клиентом, проявлять понимание, улавливать смысл»
(Truax & Carkhuff, 1967, р. 25). Точная эмпатия, уважение, открытая теплота, а также искренность
являются «аспектами поведения психотерапевта независимо от его теоретической ориентации. Они
являются общими элементами в большинстве подходов к психотерапии и консультированию» (р. 25).
Эти качества психотерапевта Карл Роджерс (Rogers, 1957) считает необходимыми и достаточными
условиями для терапевтических изменений личности.
1. Все психотерапевты выражают искреннюю заботу о своих клиентах, проявляют к ним интерес,
желают помочь. Роджерс использовал выражение безусловное позитивное отношение.
Другие
терапевты называют это теплотой или открытой теплотой, уважением, позитивной оценкой, похвалой
и принятием. Если клиент-центрированные психотерапевты включают сюда уважение потенциала
клиента к принятию ответственности за себя и решение собственных проблем, другие с этим не
согласны. Клиент-центрированные безоценочные установки разделяются далеко не всеми, однако
интерес, забота, желание помочь человеку присущи всем без исключения психотерапевтам и являются
важным аспектом терапевтических отношений.
2.
Второй группой характеристик всех эффективных психотерапевтов является честность, или
искренность, и открытость. Роджерс называл эти качества конгруэнтностью психотерапевта,
соответствием между мыслями и чувствами психотерапевта и их проявлениями в отношении клиента.
Психотерапевты должны быть искренними, аутентичными, открытыми. Они не склонны к обману и
трюкам в своих взаимоотношениях с клиентами.
3.
Эмпатическое понимание является третьим аспектом терапевтических отношений. В той или
иной форме, хотя терминология может варьировать, все авторитетные фигуры в психотерапии считают
это качество психотерапевта чрезвычайно важным. Теоретики расходятся в представлениях о степени
важности эмпатического понимания, и психотерапевты различных школ обладают этим качеством в
разной мере, однако никто не отрицает его значимости. Нет разногласий по поводу важности, даже
необходимости поддержания психотерапевтом хороших отношений с клиентом.
Широкую известность получили исследования Фидлера (Fiedler, 1950a, 1950b, 1951),
посвященные природе терапевтических отношений с точки зрения психотерапевтов: оказалось, что
представители разных школ психотерапии имеют сходные представления о природе идеальных
терапевтических отношений. С помощью факторного анализа выделен один общий фактор «доброты»,
составляющими которого были эмпатия или понимание. Фидлер пришел к выводу, что хорошие
Hosted by uCoz