Navigation bar
  Print document Start Previous page
 370 of 400 
Next page End  

многих, если не большинства проблем клиента являются нарушенные межличностные отношения, тогда
терапевтические отношения, обладающие особенностями добрых человеческих отношений,
представляют собой адекватный и специфичный метод вмешательства. Психотерапевт служит моделью
для клиента, на этом примере клиент учится поддерживать хорошие отношения с другими людьми, и в
то же время клиент имеет возможность переживать отношения, которые предлагает ему психотерапевт.
В последнее время стало очевидным, что хорошие межличностные отношения характеризуются
пониманием, честностью, открытостью, искренностью и спонтанностью. Психотерапия как
межличностные отношения также обладает этими особенностями. Действительно, трудно себе
представить, как можно научить клиента налаживать хорошие межличностные отношения в контексте
отношений другого рода.
Считается общепризнанным, что источником большинства эмоциональных нарушений служит
отсутствие добрых человеческих отношений. Форд и Урбан (Ford & Urban, 1963), оценивая теории или
системы психотерапии, описанные в их книге, отметили, что «все теоретики сходятся во мнении, что
ситуационными условиями, необходимыми для развития поведенческого расстройства, являются
способы поведения других людей в отношении растущего человека» (р. 649). Классические работы
Шпица (Spitz, 1945), посвященные детям, воспитывающимся в интернатах, показывают, что отсутствие
внимания, ухода и личного контакта оказывает разрушительное действие не только психологически, но
также и физиологически. Любовь, которая является сущностью добрых человеческих отношений,
необходима для выживания. Бертон (Burton, 1972) пишет, что «основным патогенным фактором, по
моему мнению, является нарушенная материнская среда, то есть отсутствие полноценного ухода, а не
какая бы то ни было конкретная травма как таковая» (р. 14). Множество других авторов и
психотерапевтов полагают, что эмоциональные нарушения, неврозы и психозы являются результатом
отсутствия или недостаточной выраженности любви и принятия (или безусловного позитивного
отношения) в детстве (Glasser, 1965; Patterson, 1985a; Walsh, 1991). Бертон (Burton, 1967) отмечает, что
«после проведения многочисленных исследований в области психотерапии она по-прежнему
заключается в отношениях, которые лучше всего описываются словом "любовь"» (р. 102-103).
Вторым возражением против мнения о неспецифичности терапевтических отношений являются
данные исследований, посвященных параметрам (неспецифическим) этих отношений. Имеются
свидетельства того, что создание описанных здесь отношений даже без каких-либо дополнительных
техник эффективно в целом ряде случаев при многих социально-психологических или межличностных
проблемах (см. ссылки на эти исследования в главе 13).
Вездесущее плацебо
В связи со спором о неспецифичности терапевтических отношений высказывается мнение, что
эти факторы выступают в роли плацебо. Эту позицию разделяют Розенталь и Франк (Rosenthal and Frank,
1956), а также Краснер (Krasner & Ullmann, 1965) и Вольпе (Wolpe, 1973).
Шапиро (посвятивший изучению плацебо больше усилий, чем кто-либо другой) и Моррис
(Shapiro & Morris, 1978) предлагают следующие определения.
«Плацебо называется любая терапия или ее компонент, которые намеренно используются в
связи с неспецифическим, психологическим или психофизиологическим эффектом, или те, которые
используются из-за предполагаемого специфического действия, однако их специфическое действие не
проявляется при терапии данного состояния.
Плацебо-эффект определяется как неспецифическое, психологическое или физиологическое
действие, вызываемое плацебо.
Плацебо,
при использовании в качестве контроля в экспериментальных исследованиях,
определяется как вещество или процедура, не оказывающее специфического действия на оцениваемое
состояние.
Плацебо-эффектом называется психологический или психофизиологический эффект,
вызываемый плацебо» (р. 369).
Шапиро и Моррис (Shapiro & Morris, 1978) рассматривают плацебо-эффекты как при
Hosted by uCoz