Navigation bar
  Print document Start Previous page
 374 of 400 
Next page End  

обычных людей. В результате были выделены четырнадцать характеристик.
1. Более точное восприятие реальности и более комфортное с ней взаимодействие.
2. Принятие себя, других, природы.
3. Спонтанность; отсутствие жесткой конформности.
4. Сосредоточенность на проблеме: сознание долга, чувство ответственности.
5. Отстраненность; потребность в уединении.
6. Автономия, независимость от культуры и окружения.
7. Свежесть восприятия.
8. Мистические переживания; необъятные чувства.
9. Gemeinshaftsgefuhl; эмпатия, симпатия ко всем людям, сопереживание им.
10. Глубокие межличностные отношения с другими.
11. Демократичность; уважение к другим.
12. Умение видеть средства и цели.
13. Философское, неагрессивное чувство юмора.
14. Креативность.
Высказывался ряд возражений по поводу концепции самоактуализации. Все они, как выяснилось,
были обусловлены неверными представлениями о сущности самоактуализации и
самоактуализирующихся личностей. Одно из таких возражений заключается в том, что
самоактуализация есть набор неких особенностей характера, общих для всех людей, что ведет к
стандартному поведению. Однако актуализируются конкретные возможности конкретного человека. Как
отмечал Маслоу (Maslow, 1956), «самоактуализация есть актуализация себя, а двух одинаковых "я" не
существует» (р. 192).
Второе распространенное ложное представление являет собой полную противоположность
первому и заключается в том, что самоактуализирующийся человек по своей природе антисоциален или,
во всяком случае, асоциален. Медди (Maddi, 1973) придерживается именно этой позиции. Сходное
критическое замечание высказывал также Уильямсон (Williamson, 1950, 1958, 1963, 1965). Смит (Smith,
1973) считал, что непременным условием самоактуализации служат нежелательные или
антисоциальные виды поведения, поэтому самоактуализация неприемлема. Уайт (White, 1973) считал
самоактуализацию проявлением эгоизма. «Я прошу читателей, — пишет он, — внимательно
понаблюдать за тем, означает ли самоактуализация, как ее представляют себе консультанты-психологи и
другие, нечто большее, нежели свойственную подросткам озабоченность собственной персоной и
собственными влечениями» (White, 1973, р. 69). А Дженет Спенс в своем президентском обращении к
Американской психологической ассоциации (Spence, 1985) так говорит о молодежи 1960-х и начала
1970-х гг.:
«Хотя некоторые сделали карьеру, которая была выражением идеализма, другие повернулись
спинами к этике труда или пожертвовали материальным успехом ради самоактуализации, возможности
"заниматься собственным делом"... Хотя самоактуализация стала возможной благодаря отказу от
материалистических целей, она все же служит проявлением неукротимого материализма»»
(pp. 1289-
1290).
В этих критических замечаниях просматривается смешение концепции самоактуализации с
эгоизмом и эгоцентризмом, при этом самоактуализация считается характерной особенностью Я-
поколения 1970-х гг., так называемой «культуры нарциссизма» (ср. Amitai Etzioni, 1982, Christopher Lasch,
1979, Tom Wolfe, 1976). He исключено, что в этом сыграло роль движение за человеческий потенциал,
которое, несомненно, во многих своих проявлениях проповедовало крайний индивидуализм и
эгоцентризм.
Роджерс дал достойный ответ на эти критические замечания, указав, что индивиды живут в
обществе и могут актуализироваться лишь во взаимодействии с другими людьми. Они нуждаются в
других людях, в причастности к ним, в общении с ними и их позитивном отношении (Rogers, 1959,
1961).
Самоактуализация как цель психотерапии, имеет несколько значимых аспектов, о чем идет речь
ниже.
1. Самоактуализация представляет собой критерий в том смысле, что здесь неправомерен вопрос
Hosted by uCoz