Navigation bar
  Print document Start Previous page
 46 of 400 
Next page End  

псевдонимом Артура Авалона. Книга была опубликована примерно в то же время, когда я работал с
этой пациенткой. К своему удивлению, я обнаружил в этой книге объяснение всего того, что было мне
непонятно в сновидениях и симптомах пациентки.
Таким образом, как видите, пациентка вряд ли могла быть знакома с этой книгой раньше.
Возможно, ей удалось что-то узнать от няни?
Я считаю это маловероятным, поскольку тантризм, в
частности культ йоги кундалини, приурочен к южной Индии и имеет сравнительно мало
последователей. Кроме того, это крайне сложная символическая система, в которую невозможно
проникнуть непосвященному. Тантризм соответствует западной схоластике; если предполагать, что
яванская айа способна познакомить пятилетнего ребенка с системой чакр, это все равно, что ожидать от
французской няни знания концепций Абеляра или работ св. Фомы. Вместе с тем у ребенка могут
сохраниться рудименты системы чакр, но факт остается фактом: этот символизм позволяет объяснить
симптоматику пациентки.
В соответствии с этой системой существует семь центров, которые называются чакрами или
падме (лотосами), и расположены они на определенных участках тела. Это психические образования,
причем высшие из них соответствуют исторической локализации сознания. Самая нижняя чакра,
муладхара,
лотос промежности, соответствует зоне клоаки в сексуальной теории Фрейда. Этот центр,
как и все остальные, изображается в виде цветка с кругом посередине и имеет атрибуты, которые
выражаются в символах психических качеств этой конкретной локализации. Так, основным символом
чакры промежности является священный белый слон. Следующая чакра, свадхистана, располагается в
области мочевого пузыря и представляет сексуальный центр. Ее основным символом служит вода или
море, а второстепенными символами являются серп луны как символ женственности и водное чудище
макара (makara), соответствующее библейскому и каббалистическому Левиафану. Мифологический кит-
дракон, как известно, символизирует пожирающую и дающую жизнь матку, которая в свою очередь
отражает взаимодействие между сознанием и бессознательным. Проблемы с мочевым пузырем у
пациентки связаны с символикой свадхистаны,
как равно и незаживающие язвы в матке. Пациентка
начала рисовать цветы, чье символическое содержание сближает их с чакрами. Третий центр, манипура,
соответствует солнечному сплетению. Как мы помним, урчание в животе постепенно смещалось к
тонкой кишке. Эта третья чакра является эмоциональным центром и одновременно самым первым
известным местом локализации сознания. Это примитивные существа, думающие животом, что нашло
отражение в повседневной речи (тяжесть в животе, урчание в кишечнике). Четвертая чакра, анахата,
располагается в области сердца и диафрагмы. У Гомера диафрагма (френ, френес)
служит областью
мышления и чувствования. Пятая и шестая чакры, вишудха и аджна, располагаются соответственно в
горле и между бровями. Седьмая, сахасрара, находится на макушке головы.
Основная идея тантризма состоит в том, что женская созидательная сила в форме змеи по имени
кундалини поднимается от центра промежности, где она спала, вверх по чакрам, активируя их и
связанные с ними символы. Эта «змеиная сила» персонифицирована в махадевишакти (mahadevishakti),
образе богини, которая дает жизнь всему сущему с помощью майа (тауа),
строительного материала
реальности.
Когда змея кундалини достигла центра манипура у моей пациентки, она встретилась с птицей
мысли, спустившейся сверху, которая острым клювом пробила родничок (чакру сахасрара) и достигла
диафрагмы (анахата).
В результате возникла буря эмоций, поскольку птица наделила пациентку
неприемлемой для нее мыслью. Женщина прекратила терапию, я видел ее лишь эпизодически, но
заметил, что она что-то скрывает. Спустя год я получил объяснение: пациентка была поражена мыслью
о том, что хочет ребенка. Эта вполне обычная мысль абсолютно не соответствовала природе ее
психических переживаний и создала разрушительный эффект, чему я был свидетелем. Как только змея
кундалини достигла манипуры,
самого примитивного центра сознания, мозг пациентки подсказал ей,
какого рода мысль внушает ей шакти:
она хочет настоящего ребенка, а не просто психических
переживаний. Это было для пациентки сильнейшим ударом. Однако это несвойственно шакти:
ее
строительный материал майа, «реальная иллюзия». Иными словами, она переплетает фантазии с
реальными вещами.
Этот небольшой фрагмент тантрической философии помог пациентке наладить нормальную
жизнь жены и матери, вне местной демонологии, которую она всосала с молоком няни, и сделать это,
Hosted by uCoz