Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 400 
Next page End  

случаев из практики. В настоящее время отсутствуют экспериментальные работы по оценке процесса
вмешательства или систематическому анализу частных случаев (например, Hill, 1989).
Есть ли будущее у психотерапии Юнга? Без сомнения, да. Продолжают выходить книги,
посвященные Юнгу, его теории личности и психотерапии (например, Clarke, 1991; Daniels, 1991; Jacoby,
1994; Ryce-Menuhin, 1991; Spiegelman, 1988; Storr, 1991; Whitmont & Perera, 1992). В течение нескольких
десятилетий издается журнал Journal of Analytical Psychology, где публикуются статьи по юнгианскому
психоанализу. Кауфман (Kaufman, 1989) указывает, что «институты по подготовке психотерапевтов-
юнгианцев действуют в Соединенных Штатах в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, Сиэтле, Бостоне и
Сан-Франциско» (р. 126). Этот же автор добавляет, что «численность юнгианцев-аналитиков с каждым
годом постоянно растет во всем мире», причем «наиболее важные центры располагаются в Швейцарии,
Великобритании, Германии, Израиле, Франции и Италии» (р. 126). Эрика Гуд в своей статье в U. S.
News and World Report отметила следующее: «Спустя тридцать один год после смерти швейцарского
психиатра теории Юнга по-прежнему популярны, являются подлинной культурной ценностью,
призмой, через которую преломляются переживания, а в некоторых случаях —
почти религией»
(December 7, 1992, issue). Год спустя это же подчеркнул Мак-Каллоу (McCullough, 1993):
«Идеи психиатра Карла Юнга распространяются по стране... Пользуются широкой
популярностью книги, написанные под влиянием идей швейцарского психиатра, растет
заинтересованность в создании юнгианских обществ. Специалисты в области психического здоровья
используют идеи Юнга в своей практике и работают с клиентами, которые читают книги, написанные
под влиянием Юнга.»
Итак, интерес к Юнгу и его аналитической психологии не утрачен и по сей день.
Около 20 лет назад исследователи прогнозировали, что юнгианская школа мысли будет все
теснее сближаться с другими психоаналитическими и неаналитическими теориями (Maduro &
Wheelwright, 1977). Предприняты определенные усилия в этом направлении, но многое еще предстоит
сделать. Те же исследователи предсказывали: «в дополнение к анализу символического содержания и
процесса, усилится влияние Юнга на социальные и поведенческие науки в следующих... областях: 1)
искусство и культура, 2) развитие человека и старение, 3) медицинская антропология, 4) исследования
фольклора и 5) клиническая психология» (Maduro & Wheelwright, 1977, p. 118). Сообщения других авторов
(Goode, 1992; McCullough, 1993) отчасти подтверждают этот прогноз.
Однако исследователи также полагали: «если аналитической психологии суждено выжить, она
должна рассматривать межличностные проблемы и социальные аспекты меняющегося мира» (Maduro &
Wheelwright, 1977, p. 118). Для аналитической психологии и в особенности для аналитической
психотерапии это утверждение, сделанное почти два десятилетия назад, верно, как никогда.
Вместе с тем не менее верно и другое утверждение (Hall & Lindzey, 1957):
«Учитывая все, что сделано и сказано, теория личности, изложенная в многочисленных работах
Юнга и распространенная на широкий спектр человеческих феноменов, является одним из самых
выдающихся достижений современной мысли. Оригинальность и смелость мышления Юнга мало с чем
может сравниться в истории науки последних лет, ни один другой человек, кроме Фрейда, не открыл
такое множество концептуальных окон в то, что сам Юнг предпочитал именовать «душой человека»» (р.
110).
Глава 3. Индивидуальная психология: Адлер
Альфред Адлер (1870-1937) родился в австрийском местечке Пензинге близ Вены, родители его
принадлежали к среднему классу. Мать была домохозяйкой, а отец, еврей по национальности, торговал
зерном. У Адлера были старшие брат и сестра, двое младших братьев (один из которых умер, когда
Альфреду было три года) и две младшие сестры.
В то время евреи могли жить в Австрии в двух местах: в добровольных гетто и в населенных
иноверцами пригородах. Семья Адлеров жила именно в таком пригороде. Хотя в 1870-90-х гг. усилился
антисемитизм, на Адлера, по свидетельствам современников, это повлияло мало. «Альфред жил жизнью
мальчика из предместий Вены... Его ранние переживания не позволяли ощущать различия между
Hosted by uCoz