Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 400 
Next page End  

стиль» (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 195). Понимание стиля жизни является непременным
условием проведения психотерапии по Адлеру.
Социальный интерес. Ансбахер (Ansbacher, 1968) ссылается на социальный интерес как на
самую характерную концепцию Адлера; эта же концепция, с его точки зрения, наиболее трудна для
понимания. В упрощенном виде социальный интерес означает «умение видеть глазами другого, слышать
ушами другого, чувствовать сердцем другого человека» (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 135).
Более сложное определение социального интереса гласит, что он «означает, в частности, интерес к
сообществу в целом или ощущение своей причастности к сообществу sub specie aeternitatis (согласно
определению, приведенному в Словаре Вебстера: в аспекте вечности; в своей существенной или
универсальной форме или природе). Социальный интерес означает стремление к обществу, которое
должно мыслиться как вечное, как если бы мы могли думать о нем как о человечестве, достигшем
совершенства» (р. 142). Социальный интерес подразумевает эмпатию, идентификацию с другими,
сближение с другими. Социальный интерес является критерием психического здоровья. Те кто
проявляет социальный интерес, с большей вероятностью являются психически здоровыми,
счастливыми, вносят заметный вклад в жизнь общества. Отсутствием социального интереса отличаются
совершенно другие люди: «Все неудачники — страдающие неврозами, психозами, преступники,
пьяницы, проблемные дети, самоубийцы, извращенцы и проститутки — являются неудачниками,
потому что им недостает чувства ближнего и социального интереса» (Adler, 1931/1958, р. 8).
Жизненные задачи. Перед каждым из нас в жизни стоят три задачи: любовь, работа, дружба.
Каждая из этих задач является социальной по своей природе, требует для успешного решения
сотрудничество и социальный интерес.
Семейная атмосфера и констелляция. Семейная атмосфера связана с типом домашней
обстановки, которую родитель или родители создают для своих детей. К типам атмосферы, например,
относятся отвергающая, авторитарная, непоследовательная, связанная с гиперопекой или конкуренцией
(Dewey, 1971); независимо от своей природы, семейная атмосфера позволяет ребенку получить первые
последовательные представления о мире и за счет этого влияет на формирование жизненного стиля.
Семейная констелляция означает состав семьи и место в ней ребенка. Речь идет, например, о
положении ребенка в группе сиблингов. Является ли ребенок первенцем, родился ли вторым,
последним или он единственный в семье? Положение ребенка в сиблинговой группе может повлиять
на развитие личности, иногда выделяются вполне определенные характеристики, связанные с
порядковым номером рождения (например, первенцы обычно отличаются повышенной
ответственностью, склонны к соблюдению правил и выполнению своих обязанностей). Вместе с тем
Адлер (Adler, 1937) подчеркивал, что «на характер ребенка, безусловно, оказывает влияние не
порядковый номер рождения, а ситуация,
в которой он родился и способ его интерпретации этой
ситуации» (р. 211).
Комплекс неполноценности. Чувство неполноценности, по мнению Адлера, является
универсальным, это «стимул к здоровому, нормальному стремлению и развитию» (Adler, в кн. Ansbacher
& Ansbacher, 1964, p. 258). Если это чувство становится чрезмерным или обременительным, возникает
комплекс неполноценности, то есть появляется озабоченность своей неполноценностью, что служит
причиной сомнений и выраженного дистресса. Чувство неполноценности перерастает в
«патологическое состояние лишь тогда, когда ощущение собственной неадекватности переполняет
индивида и вместо того, чтобы стимулировать его к полезной деятельности, повергает в депрессию и
лишает способности развиваться» (там же, р. 258). Комплекс неполноценности лежит в основе невроза
(Adler, 1931/1958).
Комплекс превосходства. Рука об руку с патологическим комплексом неполноценности идет
комплекс превосходства. «Вряд ли стоит удивляться, если на фоне комплекса неполноценности
обнаруживается более или менее скрытый комплекс превосходства» (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher,
1964, p. 259). Вследствие выраженного чувства неполноценности возникают поведенческие,
аффективные и связанные с мышлением проявления превосходства. Сюда относятся презрение,
тщеславие, тирания, ворчание, унижение других, гнев, громогласность, невнимание к окружающим,
высокомерие, снобизм (там же, р. 261). Все это входит в симптомокомплекс неврозов.
Невротическая диспозиция. Это фундаментальная динамическая сущность, лежащая в основе
Hosted by uCoz