Navigation bar
  Print document Start Previous page
 55 of 400 
Next page End  

отражают дискретные сущности и количества. Каждый человек отличается целостностью, а не
является набором Ид, Эго и Суперэго. Все мы функционируем последовательно и согласованно. Это
учитывается в системе индивидуальной психологии. «Адлер употребил термин индивидуальный в его
латинском значении неделимого, поскольку считал человека неделимой органической сущностью»
(Ansbacher, 1977, р. 46).
7.
Все объективные предпосылки, такие как биологические факторы и личная история,
становятся относительными к идее цели; они не являются определяющими, а лишь создают
возможности. Индивид использует все объективные факторы в соответствии с собственным
жизненным стилем. Абсолютно все подчинено жизненной цели, и все обретает смысл лишь в
присутствии этой цели. Цель жизни служит основным организующим началом.
8.
Представления индивида о себе и мире, его «апперцептивная схема» и интерпретации как
аспекты жизненного стиля оказывают влияние на все психологические процессы. Все, о чем мы думаем,
наши убеждения, идеи, установки есть то, из чего мы состоим. «Поведение человека вытекает из его
представлений» (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 182). Именно наши мысли — то, как мы
думаем, — питают наше счастье, несчастье и расстройства.
9.
Индивида нельзя рассматривать в отрыве от его социального окружения. «Индивидуальная
психология рассматривает и изучает индивида в социальном контексте. Мы отказываемся
признавать и исследовать человека в отрыве от других людей...» Таким образом, психология Адлера
является социальной психологией. Каждый из нас есть часть социального контекста, понимание
индивида возможно лишь с учетом социального контекста, в котором он находится.
10. Все важные жизненные проблемы, включая удовлетворение определенных влечений,
становятся социальными проблемами. Все ценности становятся социальными ценностями.
Жизненные проблемы — любовь, дружба, работа — это социальные проблемы.
11. Социализация индивида не достигается за счет подавления, ее условием является внутренняя
человеческая способность, которую, однако, требуется развить. Это социальное чувство или
социальный интерес. Поскольку индивид пребывает в социальном контексте, социальный интерес
является решающим фактором его адаптации. Социальный интерес представляется своеобразным
клеем, который соединяет людей; благодаря ему становятся возможными социальное и культурное
выживание и развитие. Чтобы выживать, развиваться, необходимо сотрудничать. Такова природа
социального интереса. Вместе с тем социальный интерес не возникает сам по себе. Это внутреннее
свойство необходимо взращивать и развивать, чтобы оно расцвело.
12. Нарушение адаптации характеризуется преувеличенным чувством неполноценности,
неразвитым социальным интересом и чрезмерно выраженной целью достижения личного
превосходства в сочетании с нежеланием сотрудничать. Соответственно, проблемы разрешаются в
центрированной на себе манере «личного смысла», а не центрированной на задаче манере
«общественного смысла». У невротических личностей это приводит к переживанию неудачи из-за
склонности считать основным критерием ценности своих действий их социальную значимость. С
другой стороны, психотические личности, которые объективно также терпят неудачу, не
переживают ее в силу непринятия в качестве основного критерия социальной значимости своих
действий. Таким образом, в психопатологии наблюдается динамическое единство преувеличенная
неполноценность, низкий социальный интерес, центрирование на себе в качестве цели. Это единство
или динамическая конфигурация применимы к неврозам, психозам, а также к другим поведенческим или
эмоциональным расстройствам.
Терапия Адлера
Цели
Цели терапии включают: ослабление преувеличенного чувства неполноценности, повышение
социального интереса, исправление базисных ошибок (ошибок мышления) или ошибочной логики,
включенных в жизненный стиль. Изменение поведения и устранение симптомов желательны, но
Hosted by uCoz