Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 400 
Next page End  

концентрации на своей цели и для использования прошлого опыта для подготовки к будущему, чтобы
встретить его во всеоружии проверенного образа действий» (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p.
351).
Эти ранние воспоминания (РВ) рассматриваются как отражение настоящего (Verger & Camp,
1970), позволяя получить ценную информацию о жизненном стиле. При оценке жизненного стиля
наиболее простым и эффективным способом выявления РВ является прямой вопрос: «Каковы ваши
самые ранние воспоминания детства?» (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 409). Критерии РВ
разработаны Мозаком (Mosak, 1958). Ранними считаются воспоминания, которые: а) относятся к
возрасту младше восьми лет, б) являются единичным, отдельным эпизодом, а также в) сопровождаются
зрительными образами. Целесообразно сообщить пациентам о том, что может быть отнесено к ранним
воспоминаниям, а затем предложить поделиться некоторыми из них. Собирая данные о РВ,
психотерапевт обращает внимание на стереотипию и общий характер воспоминаний. Возможно, в этих
ранних воспоминаниях отражена изоляция? обида? преследование? сотрудничество? выступление
против других или заодно с ними? В процессе выявления таких стереотипов психотерапевт начинает
судить об особенностях жизненного стиля пациента.
2. Очередность рождения ребенка интересует психотерапевта постольку, поскольку он связан с
положением ребенка в семье. «Сколько у вас братьев и сестер? Каким по счету вы родились? Как к вам
относились ваши братья и сестры? Как сложилась их жизнь? Страдают ли они какими-либо
заболеваниями?» (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 409). Подобная информация позволяет
судить о том, как индивид боролся за свою значимость и принадлежность к семье. Важно получить
сведения и о родителях. «Опишите своих родителей, их характер, состояние здоровья. Если их нет в
живых, назовите причины их смерти. Как они к вам относились? ... Кто был любимцем вашего отца,
матери? Какое воспитание вы получили?» (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 409). Все эти
вопросы помогают составить представление о семейной констелляции и семейной атмосфере.
3. Расстройства детского возраста также проливают свет на жизненный стиль. Поскольку
жизненный стиль формируется в первые пять лет, информация о детских расстройствах представляет
особую важность. Речь идет в том числе о дурных привычках, страхах, заикании, открытой агрессии,
фантазиях и обособлении, лени, лживости и воровстве (см. Адлер, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, pp.
386-392).
4. Сновидения, подобно РВ, также являются проективным материалом, который позволяет лучше
понять жизненный стиль. Расспрашивая пациента о сновидениях, психотерапевт ставит вопрос прямо:
«Что вы видите во сне?» (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 409). В сновидениях, также как в
РВ, психотерапевт ищет проявления «индивидуальной логики» или личных взглядов пациента (см. Gold,
1978). О чем говорят сновидения? Как они отражают функционирование в рамках жизненного стиля?
Однако сновидения — не единственный источник информации и их следует понимать так:
«Мы не можем объяснить сновидения, не зная их взаимосвязи с другими частями личности. Мы
также не можем установить жесткие правила интерпретации сновидений... Имеет значение лишь такая
интерпретация сновидения, которая может быть увязана с поведением индивида в целом, его ранними
воспоминаниями, проблемами и т. п.» (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, pp. 362-363)
5. Природа экзогенного, вызывающего болезнь фактора включает стрессовое событие или задачу,
которая требует от индивида социального интереса и сотрудничества. Именно «экзогенная ситуация,
своего рода зажженная спичка, поднесенная к сухому хворосту, [ведет к расстройству]» (Adler, в кн.
Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 296). Экзогенный фактор, независимо от своей природы, неизбежно
связан с одной из трех жизненных проблем — любовью, дружбой, работой.
Психотерапевт может использовать структурированное интервью для оценки этих пяти аспектов
— ранних воспоминаний, семейной констелляции, детских расстройств, сновидений и экзогенных
факторов (см. Ansbacher & Ansbacher, 1964, pp. 404-409). Интервью жизненного стиля представляет
собой опросник, позволяющий получить информацию, которая необходима для оценки жизненного
стиля и компенсации базисных ошибок. Однако и здесь следует проявлять гибкость, не обязательно
точно соблюдать формат интервью. (Действительно, некоторые последователи Адлера вообще не
используют структурированное интервью для оценки жизненного стиля, отдавая предпочтение
«простой беседе с клиентами, имея в виду, что со временем удастся составить представление о
Hosted by uCoz