Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 400 
Next page End  

Пример из практики
Работы Адлера преимущественно включают концептуальный материал по каждому случаю из
практики; насколько нам известно, не существует стенограмм терапевтических сессий, из которых
можно было бы почерпнуть ту или иную информацию. Следовательно, чтобы позволить вам составить
представление о возможном ходе психотерапии по Адлеру, мы воспользовались реконструкцией
терапии, которую провели Менестер и Корсини (Manaster and Corsini, 1982, pp. 261, 278-283). На первой
сессии дается краткое описание пациента. Четвертая сессия содержит предлагаемую психотерапевтом
интерпретацию жизненного стиля пациента — с конкретными данными, полученными в ходе
предшествующих двух сессий. Десятая сессия демонстрирует ход терапевтического процесса,
происходящего после этапов оценивания/инсайта.
Сессия 1
Рональд, мужчина 40 лет, обратился за помощью самостоятельно. Невысокий и плотный, с
копной непослушных волос, он был чрезвычайно напористым, вечно спешил, не любил тратить время
на пустяки. Придя на первую сессию, он присел на краешек стула и стал быстро говорить; отвечал
быстро и по существу, производил впечатление человека, решившего довести дело до конца. Рональд
сообщил, что уже проходил терапию у психотерапевта-последователя Роджерса и вынес из нее много
нового, однако теперь, по собственному мнению, нуждался в более директивном вмешательстве в связи
с большим количеством проблем: он чувствовал себя неудачником, почти не имел друзей, отношения с
женой оставляли желать лучшего, в общем, испытывал потребность в конкретных рекомендациях. Он
интересовался социальными науками, прочел много литературы о теориях личности и психотерапии и
полагал, что психология по Адлеру подходит ему лучше других. «В ней меньше дерьма», — так кратко и
емко он выразился.
Сессия 4
«Терапевт. Доброе утро. Как ваши дела?
Пациент. Неплохо. Я размышлял о ранних воспоминаниях и ваших интерпретациях. Они
кажутся мне упрощенными.
Т. Возможно. Психотерапия по Адлеру опирается на здравый смысл. Многим людям необходимы
усложнения. Люди по природе своей парадоксальны, одновременно просты и сложны. Давайте все же
попробуем избежать каких-либо суждений о теории Адлера. Возникли ли у вас другие мысли?
П. Я опять заплакал при воспоминании об отце. Его нет на свете вот уже более 35 лет. Я его
практически не помню. Точнее, у меня сохранились некоторые воспоминания. Некоторые из них
связаны с насилием, другие нет, но все они очень эмоциональны. Потом я вспомнил, что мать меня
сильно наказывала, но почему-то не смог восстановить в памяти ни одной подобной сцены. У меня в
голове все перемешалось. Вся моя жизнь была чередой эпизодов насилия. В детстве меня постоянно
наказывали учителя, били дети на улице и собственная мать.
Т. Позвольте мне проанализировать ваш жизненный стиль, а затем мы попытаемся вам помочь.
Ознакомившись с вашими материалами, вот к какому выводу я пришел. Однако я прошу вас иметь в
виду, что это все лишь предположения. Готовы?»
Рональд был старшим из шести братьев. Ожидалось, что он заменит своим родителям первых
двух умерших близнецов, Роберта и Альберта, даже его имя включало в себя эти два имени. После него
родились и вскоре умерли еще двое мальчиков, в итоге из пятерых сыновей остался в живых лишь
Рональд. (Шестой ребенок Альберт выжил и был на пять лет моложе Рональда.) Мать обращалась с ним,
как с принцем. Он всегда был прав. Он стал маленьким деспотом, его никто не мог урезонить. Родители
во всем ему потакали. Он добивался своего любой ценой. Его отец был чрезвычайно вспыльчив и легко
выходил из себя. Он остро реагировал на ребенка, который, возможно, успешно выигрывал
соревнование за внимание матери. Как-то в сердцах мать сказала, что довольна тем, что отец умер.
Рональд начал издеваться над младшим братом [Альбертом]. Впоследствии мать от него устала,
Hosted by uCoz