Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 400 
Next page End  

Mitchell, 1983), поскольку он разработал и собственную теорию. По этим соображениям основное
внимание в данной главе будет уделено его теории.
Упоминания заслуживают и два других представителя британской школы — Д. У. Винникот и
Гарри Гантрип. Винникот предложил такие термины, как «достаточно хорошее материнство» (good
enough mothering)
и «фасилитирующее окружение» (facilitating
environment);
некоторые его работы
считались «подлинно революционными... хотя и выполненными в рамках психоанализа» (Guntrip, 1973,
р. 122). Гантрип, который проходил психоанализ у Фэйрберна и Винникота (см. Guntrip, 1975), дал
прекрасное описание шизоидных проявлений и дополнил теорию Фэйрберна; принято считать, что он
продвинул теорию объектных отношений «в весьма специфическом направлении, в соответствии с
собственным уникальным видением человеческих переживаний и страданий» (Greenberg & Mitchell,
1983, p. 210). Однако Гантрип и Винникот, в отличие от Фэйрберна, не создали собственных систем;
они преимущественно занимались развитием чужих теорией. По этим причинам о них будет сказано
коротко. Таким образом, данная глава будет посвящена вкладу трех исследователей. Более подробное и
всестороннее описание их теорий, а также работ других теоретиков объектных отношений можно найти
в великолепной книге Гринберга и Митчелла (Greenberg and Mitchell, 1983).
Теория объектных отношений — это «психоаналитическая теория, в которой центральное место
отводится потребности субъекта быть так или иначе связанным с объектами, в отличие от теории
инстинкта, которая сосредоточена на потребности субъекта ослабить инстинктивное напряжение»
(Rycroft, 1973, р. 101). Чтобы еще четче разграничить эту теорию с теорией Фрейда, Гантрип (Guntrip,
1973) писал: «Теория объектных отношений... это результат освобождения свойственного Фрейду
психодинамического личностного мышления от... связи с... [его] естественнонаучным, обезличенным,
интеллектуальным наследием» (р. 20). Таким образом, теория объектных отношений характеризуется
заметным смещением акцента — от поиска удовольствия к поиску объекта (Butler & Strupp, 1991).
Следовательно, «первоочередной задачей теоретиков объектных отношений является выяснение той
роли, которую играют человеческие взаимоотношения в развитии личности» (там же, 1991, р. 520).
Далее мы попытаемся продемонстрировать, что это действительно так для Фэйрберна, Винникота и
Гантрипа.
Становление и развитие
Подобно Томпсону (Thompson, 1957), о котором шла речь в главе 1, Рапапорт (Rapaport, 1959)
также изучал эволюцию психоаналитической теории и выделил в ее развитии четыре периода, начиная
с конца XIX в. и заканчивая концом 1950-х гг. Вначале идут работы Фрейда до 1900 г., когда он
сотрудничал с Брейером и ввел концепцию защиты. Далее следует период 1897-1923 гг., когда основное
внимание уделялось инстинктивным влечениям и бессознательной фантазии. В 1923-1937 гг.
сформировалась структурная теория Фрейда и была пересмотрена его теория тревожности. На
протяжении 1937-1959 гг. возникла и стала совершенствоваться Эго-психология, вышла классическая
книга Гейнца Гартмана «Эго-психология и проблема адаптации» (Ego Psychology and the Problem of
Adaptation, 1939/1958).
Основываясь на выделенных Рапапортом четырех периодах, другие исследователи продолжили
периодизацию (Blanck & Blanck, 1986). Они дали 1923-1937 гг. наименование периода ранней Эго-
психологии, а 1937-1975 гг. обозначили как период поздней Эго-психологии (см. Blanck & Blanck, 1974).
Начиная с 1975 г. Бланк и Бланк отметили дальнейший прогресс психоаналитической теории — она
оформилась в психоаналитическую психологию развития (Blanck & Blanck, 1979) и теорию развития
объектных отношений (Blanck & Blanck, 1986). В соответствии с новым расцветом психоаналитической
теории после 1975 г., Игл и Волицки (Eagle & Wolitzky, 1992) отметили, что «преимущественно в
последние 20 лет британские теоретики объектных отношений... оказали значительное влияние на
американский психоанализ» (р. 110). Параллельно развитию теории объектных отношений происходило
следующее: переходы а) от модели влечения/структуры к модели отношения/структуры (Greenberg &
Mitchell, 1983); б) от «модели разрядки влечений к персональной точке зрения»; в) от «проникновения в
суть бессознательных конфликтов (преимущественно эдиповых) к факторам взаимоотношений и их
Hosted by uCoz