Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 400 
Next page End  

значимости для терапии при устранении ранних дефектов, дефицитов и задержек развития» (Eagle &
Wolitzky, 1992, p. 110).
Если пик развития теории объектных отношений в американском психоанализе пришелся на
последние 20-25 лет, важно иметь в виду, что три главных ее основателя — Фэйрберн, Винникот и
Гантрип — писали про объектные отношения задолго до этого. Целый ряд публикаций Фэйрберна и
Винникота появился в 1940-1950 гг., а работы Гантрипа выходили преимущественно в 1950-1960-х гг.
Хотя большая часть этих работ была написана почти полвека назад, потребовалось некоторое время,
чтобы высказанные идеи были осознаны и органично влились в американскую психологию.
Некоторые основные концепции
Прежде чем излагать теоретические идеи Фэйрберна, Винникота и Гантрипа, обратимся к
некоторым их концепциям. Эти определения в основном позаимствованы из двух источников: A Critical
Dictionary of Psychoanalysis (Rycroft, 1973) и Self and Others: Object Relations Theory in Practice (Hamilton,
1988) (ср. Dorpat, 1981).
Объект. «В психоаналитической литературе объекты это почти всегда люди, части людей или
символы того или другого. Эта терминология часто ставит в тупик читателя, привыкшего к пониманию
"объекта" как "вещи", то есть чего-то неодушевленного» (Rycroft, 1973, р. 100). Объекты могут быть
внутренними или внешними, хорошими или плохими. «Внешний объект представляет собой
[действительно существующего]... человека, место или вещь, наделяемые эмоциональной энергией
[например, то, что мы видим или может потрогать]. Внутренним объектом является идея, фантазия или
воспоминание, относящиеся к человеку, месту или вещи» (Hamilton, 1988, р. 7).
Репрезентация объекта. «Мысленное представление объекта» (Rycroft, 1973, р. 101).
«Я». «Сознательные и бессознательные мысленные репрезентации, относящиеся к собственной
персоне. ...Внутренний образ» (Hamilton, 1988, р. 12).
Я-репрезентация. Поскольку ««Я» определяется как "мысленная репрезентация", определение Я-
репрезентации такое же, а именно, это мысленное представление себя».
Я-объект. «В чем состоит различие между «Я» и объектом... неясно, поэтому все это называется
Я-объектом» (Hamilton, 1988, р. 20). Здесь речь идет об отсутствии границ, когда смешиваются понятия
собственного «Я» и объекта. Примером тому может служить сплавление, объединение переживаний.
Частичный объект. «Объект, являющийся частью человека, например пенис или грудь.
Различия между целостным [определение дано ниже] и частичным объектом заключаются...
[соответственно] в том, что целостный объект воспринимается как человек, чувства и потребности
которого не менее важны, чем собственные чувства и потребности индивида, в то время как частичный
объект воспринимается исключительно как нечто, служащее для удовлетворения собственных
потребностей индивида» (Rycroft, 1973, р. 101).
Целостный объект. «Объект, который признается субъектом как имеющий с ним сходные права,
чувства, потребности и т. д. (Rycroft, 1973, р. 102). Это означает способность реагировать на
окружающих, как на чувствующих, дышащих людей со своими надеждами, опасениями, сильными и
слабыми сторонами. Осознание частичного объекта, однако, даже не приближается к этому уровню.
Объектные отношения. Речь идет о «структурных и динамических взаимоотношениях между Я-
репрезентациями и репрезентациями объекта...» (Horner, 1984, р. 4). Хорнер (Horner, 1991) указывает, что
эти «репрезентации» представляют собой «сложные когнитивные схемы, устойчивую организацию
психических элементов...» (р. 7). Следующая цитата проясняет важность этих вопросов.
«Функция внутренних объектных отношений является своеобразным шаблоном, который
определяет чувства, убеждения, ожидания, страхи, желания и эмоции индивида по поводу важных
межличностных взаимоотношений. Важно помнить о том, что эти интрапсихические образы не
являются точными копиями раннего опыта, а сконструированы маленьким ребенком с его
ограниченными познавательными возможностями и примитивными механизмами мышления. Таким
образом, внутренний мир представляет собой сплав реального опыта и восприятия с мысленными
репрезентациями, которые эволюционируют с ранних лет в соответствии с развитием когнитивных
Hosted by uCoz