Navigation bar
  Print document Start Previous page
 95 of 400 
Next page End  

1953). Оперантное обусловливание было впервые рассмотрено в сфере психотерапии в виде
вербального обусловливания при интервью (Greenspoon, 1950, 1955; Hildum & Brown, 1956; Kanfer, 1966;
Krasner, 1958, 1962, 1963, 1965; Salzinger, 1959, 1969). Эта работа не переросла в интегрированный
систематический подход к психотерапии, видимо, по причине атеоретического и операционалистского
влияния Скиннера.
Использование оперантного обусловливания для модификации поведения госпитализированных
пациентов психиатрического профиля впервые было изучено Петерсом (Peters, 1952, 1955; Peters &
Jenkins, 1954) и Линдсли (Lindsley, 1956; Lindsley & Skinner, 1954). Его применение в условиях
учреждений, включая учебные классы, распространилось с того времени весьма широко.
Термин поведенческая терапия впервые употребил, по-видимому, Линдсли (Lindsley, Skinner, &
Solomon, 1953). Позднее Лазарус (Lazarus, 1958) и Айзенк (Eysenck, 1959) стали использовать этот термин
независимо друг от друга и от Линдсли. Он стал общеупотребительным и означает применение
разнообразных техник, связанных с принципами или теорией научения, с целью модификации более
или менее конкретного анормального поведения, как во время терапевтических интервью, так и в других
условиях. Термин модификация поведения также используется довольно широко, часто наравне с
поведенческой терапией, в частности в США, для обозначения методов оперантного обусловливания
в отличие от поведенческой терапии Вольпе или, говоря вообще, для обозначения использования
принципов научения в разнообразных ситуациях за рамками терапевтического интервью. Здесь мы
ограничимся рассмотрением изменения поведения во время интервью; программы или системы для
изменения поведения в учреждениях, например жетонная система, не рассматриваются.
Исследования и публикации в этой сфере в большом количестве появлялись в 1960-х гг., стали
издаваться новые журналы для сопоставления результатов исследований и изучения отдельных случаев
(например Journal of the Experimental Analysis of Behavior, Behavior Research and Therapy, Journal of
Applied Behavior Analysis), выходили книги с обзорами последних достижений (Eysenck, 1960, 1964;
Franks, 1964, 1970; Krasner & Ullmann, 1965; Krumboltz & Thoreson, 1969; Levis, 1970; Osipow & Walsh, 1970;
Rubin & Franks, 1969; Ullmann & Krasner, 1965), а также монографии, посвященные более обширным
вмешательствам в данной сфере (Bandura, 1969; Eysenck & Rachman, 1965; Kanfer & Phillips, 1970; Yates,
1970). Значительная активность сторонников поведенческих изменений в психотерапии дала основание
использовать для характеристики движения термин революция (Krasner, 1966; Krumboltz, 1966). Левис
(Levis, 1970) считал, что поведенческая терапия представляет собой четвертую по счету революцию
(после Пинеля, Фрейда и теории общественного психического здоровья).
В отличие от ранних подходов к психотерапии и несмотря на то, что термин теория научения
употребляется довольно часто, поведенческая терапия или модификация поведения представляют собой
преимущественно эмпирические, экспериментально-аналитические и скорее индуктивные, чем
дедуктивные, подходы. Улльман и Краснер (Ullmann and Krasner, 1969) заметили, что «несмотря на
множество техник, концепции или общие принципы поведенческой терапии весьма малочисленны» (р.
252). Книги, посвященные поведенческой терапии, как правило, представляют собой справочники по
техникам и методам. Они не систематизированы в том смысле, что автор не придерживается
теоретической точки зрения, не развивает ее философию и концепции и не предлагает техники,
основанные на концепциях и теории. Поведенческая терапия, по мнению Йетса (Yates, 1970), является
скорее индуктивным, чем дедуктивным подходом, основана на экспериментах и использует
экспериментальный метод лечения конкретного клиента. Таким образом, Йетс считает, что Доллард и
Миллер не были поведенческими терапевтами, и даже Вольпе не может считаться таковым с позиции
британского значения данного термина. Йетс дал следующее определение поведенческой терапии. Это
попытка систематического использования обширных эмпирических и теоретических знаний, которые
были накоплены в результате применения экспериментального метода в психологии и смежных
дисциплинах (физиологии и нейрофизиологии) с целью объяснения происхождения и сохранения
аномальных стереотипов поведения; а также применение этих знаний для лечения или профилактики
этих аномалий посредством контролируемых экспериментальных исследований как описательных, так и
корректирующих, единичного случая (р. 18).
Вместе с тем далеко не все называющие себя поведенческими психотерапевтами работают в этом
стиле или только в этом стиле. Кроме того, не всем поведенческим психотерапевтам свойственна
Hosted by uCoz