Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 400 
Next page End  

Вместе с тем поведенческие психотерапевты не склонны систематически объединять
когнитивные методы или техники со стандартными поведенческими техниками (также включающими
когнитивные элементы) на теоретической основе, они также не пытаются использовать какие-либо
конкретные когнитивные теории. Вероятно, в связи с тем что поведенческая терапия в значительной
степени атеоретична, то есть эмпирически ориентирована, когнитивные методы включены в другие ее
техники. Это включение когнитивных техник рассматривается Вискрамасекерой (Wickramasekera, 1976):.
«Мне представляется маловероятным, что этот подход сам по себе повысит нашу способность
осуществлять надежный контроль над личными событиями. Этот упрощенный подход, пытающийся
организовать альянс между оперантным обусловливанием и когнитивным научением, игнорирует
обширные научные достижения в сфере конструктов, когниций» (р. 2).
Вопрос состоит в том, возможен ли вообще альянс между бихевиоризмом и когнитивными
теориями, не является ли он попросту прагматическим союзом с целью придать бихевиоризму
респектабельность? По-видимому, существует принципиальная несовместимость между строгим,
ортодоксальным бихевиоризмом, отвергающим причинную значимость психических событий, и
когнитивной психологией.
Далее предлагаются краткие описания двух подходов к психотерапии: Долларда и Миллера, а
также Вольпе. Работа Долларда и Миллера представляет собой первую осмысленную попытку
интеграции теории научения и психоаналитической мысли. Хотя приведение этой работы в разделе,
посвященном теории научения, может показаться спорным, мы предполагали, что этот подход послужит
удобным мостиком от предыдущего (психоаналитического) к данному разделу. Взгляд Вольпе на
поведенческую терапию также можно представить себе как отражение необихевиористской
посреднической модели стимул—реакция (mediational stimulus-response model)
(см. Wilson, 1984).
Несомненно, существует ряд других заслуживающих внимания моделей поведенческой терапии, однако
в данном разделе мы остановимся на этих двух.
Глава 5. Теория подкрепления и психоаналитическая терапия: Доллард и Миллер
Теория научения, разработанная Халлом, его учениками и помощниками, включая Нила Миллера,
была адаптирована к психотерапии Джоном Доллардом и Нилом Миллером (Dollard & Miller, 1950) в
книге
Personality and Psychotherapy: An Analysis in Terms of Learning, Thinking, and Culture.
Джон
Доллард (1900-1980), получив степень доктора философии в Университете Чикаго в 1931 г., перешел в
Институт человеческих отношений в Йельском университете, где он стал профессором психологии в
1952 г. Помимо других книг, он является автором книги «Каста и класс в южном городе» (Caste and
Class in a Southern Town, 1937).
Нил Э. Миллер родился в 1909 г., получил степень доктора философии в 1935 г. в Йейле, где
продолжал работать вплоть до 1966 г., за исключением годичной постдокторантуры в
Психоаналитическом институте в Вене во время Второй мировой войны, когда он участвовал в
программе отбора в военно-воздушные силы. Он занимал должность эйнджелловского профессора
психологии (James Rowland Angell Professor of Psychology)
в Йейле с 1952 по 1966 гг., после чего
перешел в Рокфеллеровский университет (Rockefeller University)
в качестве профессора психологии.
Будучи автором многочисленных статей на тему научения и теории научения, он также является
соавтором Долларда в книге «Социальное научение и подражание» (Social Learning & Imitation, 1941), а
также ряда авторов в книге «Фрустрация и агрессия» (Frustration and Aggression, 1939).
В 1964 г. Миллер получил национальную медаль науки. В 1959 г. он стал обладателем награды за
выдающийся научный вклад (Award for Distinguished Scientific Contributions),
которую вручает
Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association, АРА).
В 1983 г. он
получил награду за выдающийся профессиональный вклад (Award for Distinguished Professional
Contributions), также от АРА. Объявление о награде включало биографию и список публикаций до 1983
г. (American Psychologist,
1984, 39,
291-298). В 1991 г. Миллер был награжден ассоциацией АРА за
выдающийся вклад в психологию на протяжении жизни (Citation for Outstanding Lifetime Contribution to
Psychology).
Hosted by uCoz